«25/17» прерывают молчание: почти год группа «на паузе» — ни электрических концертов, ни принципиально нового материала, ни пресс-конференций. Хотя музыканты занимались переосмыслением своего наследия (получилось 6 альбомов!), опасения среди фанатов только нарастали. И вот, 4 марта в «Национальной службе новостей» Антон Завьялов и Андрей Позднухов пообщались с журналистами. Формально, пресс-конференция была приурочена к акустическому концерту в «Crocus City Hall», который состоится 15 марта, но повесток оказалось гораздо больше.
• Антон работает над сольным проектом: «Это танцевальная музыка в прямом понимании этого слова — EDM. Я для себя это расшифровываю как «эклектичная танцевальная музыка». Посмотрим, как это воспримет наша аудитория, которая привыкла к совсем другой музыке…» — на этих словах Антон широко улыбнулся, посмотрел в потолок… Кажется, он уже представляет себе комментарии в духе: «Давайте, как «Русский подорожник», только другой». Андрей, с позиции человека, «потерявшего значительную часть здоровья на рейвах 90-х», заметил, что музыка Анта не похожа на то, что он до этого слышал.
• Осенью группа планирует выпустить новый альбом, продолжение пластинки «Умереть от счастья» (далее –«УОС»), — «Байки из склепа». Самоповторов музыканты не боятся — «Байки» не связаны с «УОС» тематически, только по вайну.
• Группа отказалась от всех летних open air’ов кроме сибирского фестиваля искусств «Тарская крепость», который организует Андрей Позднухов. В лайн-апе кроме «25/17» уже заявлены «Калинов мост», Drummatix и Заточка. Все три группы из Сибири.
• На концерте 15 марта в «Крокусе» расшириться музыкальная палитра «25/17» — впервые песни прозвучат в сопровождении виолончели и флейты. Антон, ответственный за аранжировки, поделился впечатлениями: «Обретает другой вес музыка, другие краски… я получаю большое удовольствие от репетиций, от того, как это все сейчас звучит».
• Готова вторая часть «Ковров» — альбома с каверами на песни «25/17».
Причины молчания, казалось бы, очевидные группе пришлось озвучить. «Страшное» слово «кризис», которым можно было бы объединить большинство из них, не было произнесено, хотя боятся его ценителям творчества «25/17» не стоит. Во-первых, кризис — поворотный пункт, а не конец. Во-вторых, и коллектив, и персонально его участники не раз сталкивались со сложными ситуациями — без них себя не перерасти. Ведь лучше иногда остановиться и подумать, куда дальше идти, чем уверенно и без рефлексии уйти не туда.
В ответ на вопрос: «Не кажется ли группе, что искусство сейчас зависит от политики?» Андрей, после короткого и бесплодного спора, (а было ли когда-то иначе?!), разразился речью:
«В то время, когда все резко вдруг стали сознательными, и каждый не упускает возможности высказаться о том, что происходит в стране, мы как раз в это время высказываться об этом перестали. Мы очень долго это делали в 2010-х годах, добились, что 4 наших трека попали в федеральный список экстремистских материалов, и кроме этого ничего не добились. И остальные все эти замечательные ребята ничего не добьются, может быть, денег заработают на стримах и на концертах. Ваня Noize, при всем уважении, уже больше 10 лет с режимом борется своей песней, и что изменилось за это время? Pussy Riot спели, сплясали, а после этого закон приняли. Дурацкий абсолютно. Вот чего добилась группа Pussy Riot. Если людей обуревают эмоции, и им требуется записать песню, это здорово и замечательно. Но ждать, что это что-то изменит, немного наивно. Я за свой век слышал очень много песен «на злобу дня», и ничего не поменялось».
Пресс-конференции «25/17», как и любых других артистов, предпочитающих самовыражаться исключительно в творчестве и взаимодействовать с публикой в основном на концертах, — испытание для журналистов. Но эта, особенно по сравнению с прошлогодней, — карнавал. Даже мне, человеку впервые говорящему с группой в таком формате, очевидно.
До начала мероприятия — общение с собственным внутренним цензором: тест вопросов на обязательность и искренность. Вопрос про группу «Грот»: искренне мне интересно? Нет. Вычеркиваю из головы. Вопрос про Захара Прилепина: искренне интересно, но совершенно необязательно. Да и пары месяцев не прошло, как я снова перечитывала «Ботинки полные горячей водки». Какой уж «правильный» и «неправильный» рэп, влияющий на судьбу Отечества.
В зале журналистов от членов команды артиста и работников «Мультимедиа Холдинга» очень легко отличать: первые сосредоточенны, но волнуются, смотрят преимущественно в телефоны – там записаны вопросы. Вторые тоже смотрят в телефоны, но, скорее, от скуки. Изредка, будто лениво, окидывают присутствующих внимательным взглядом, в котором ничего невозможно прочесть Третьи, как хозяева, не уверенные в намерениях гостей. Артисты всех одинаково критически осмотрели – на знакомых взгляды остановились, по своим проскользнули легко, хотелось сказать, любовно, но нет. Легко, свои же.
Я знаю, что лучше спрашивать первой, потому что, пока говорят другие, можно не понять, обдумать и узнать что-то ещё. Но на 17-й минуте интервью с ведущим возникли сомнения в собственной необходимости. Вопросов было задано очень много. Пусть по существу, но от их количества кислорода почти не осталось. Музыканты смиренно пытались снова ответить что-то на дважды повторенный вопрос.
В такие моменты хорошо сидеть, слушать, но представлять, что ты в сказочном лесу. Вот заповедный олень, которому подрезали колени, а вот лесной олень, который на досуге любит прыгать на капоты. Здесь лиса, которая не слушает, но всё слышит. Вот сова в дверном проеме вертит головой и примечает. Волк щурит глаз на сжавший диафрагму объектив. В общем, откуда-то из песен «25/17» выпавшие персонажи. И я здесь, наверное, начинающий вервольф. Да только не тот, который: «Не бойся, зая, за меня, я сам вервольф!», а тот, что бесплатно подарит «всё небо, все звезды, все камни, все сосны».
Которому хочется «жить, а не ждать», только вот люди ночевать не пускают.
Сказались 17 минут пусть занимательного, но все же ожидания.
В конце концов, мне удалось задать вопросы, которые показались важными, — ниже их текст с тезисами ответов.
В анонсе нового альбома вы сказали, что он станет продолжением «Умереть от счастья». Нет опасений, что возможен самоповтор и эксплуатация одной темы?
— «Байки из склепа» наследуют «Умереть от счастья» по вайбу, а не по тематике.
Как группа «25/17» будет функционировать после выпуска нового альбома?
— Электрических концертов после выхода альбома ни с новым, ни со старым материалом по-прежнему пока не планируется («до нового электрического альбома» — полушутливый комментарий Антона).
Второй раз выступать вместе с «Льдом 9» вместо «25/17» — провокация или попытка не нарушить заявленное молчание «25/17»? (На «Чартовой Дюжине» были заявлены «25/17», а вышел «Лёд 9»)
— Ну надо же пожилых людей попугать, — ответил Андрей. Вспомнился «Доброфест», где он со сцены троллил публику, мол, хорошо вам тут, мужики, отрастили животы, заперлись в мирке «дом-жена-работа-начальник», а сюда приехали напиться и забыться под хиты молодости, потом можно и обратно к женам. И в конце добавил: «Да ладно, я такой же, как вы. Только у меня живота нет».
Когда было написана песня «Наше лето»?
— Летом 16 или 17-го года — восстановить так и не удалось, зато удалось обсудить с авторами их произведение. Мне кажется, что «Наше лето», хоть и на своем месте в альбоме «Ева едет в Вавилон», но как будто выпала из альбома «Умереть от счастья». (Обе пластинки вышли в 2017-м году). Во-первых, декорации «Нашего лета», по сути, те же, что в «Меломане» из «Умереть от счастья». Локации — Патриаршие пруды, Яуза, музыкальный фон — «Депеши»…
«Дунули в падике, едем на «Патрики» и «Поставь меня на паузу, пойдем гулять на Яузу»
Во-вторых, контекст наркотиков, как в песнях «Дурачок» и «Череп».
«Ведь носоглотки ждут, сохнут – за белым ушёл ходок».
«Осталось только сдохнуть с хрипом на плахе – так плохо».
И язык — поэтическая речь «нормального пацана из 90-х», смеси психонавта, бандита и интеллектуала: сочетание высокого с низким, огромного контекста в ограниченной трансляции (см. стихи Лехи Никонова, там и поэт, и барыга, тексты Глеба Самойлова, лексика «ровного» пацана с Урала и поэта). Борис Рыжий, пожалуй, главный выразитель этой культуры.
«Лиловый негр не подаст манто. Твой духовник,
лиловый бомж, проткнёт прутом и снимет пуховик», — «Наше лето».
«Тут фартануло лишь тебе, прощай, Марк Рентон.
На эти бренные тела кончилась аренда», — «Дурачок» (и весь контраст куплетов и припева в этой песне).
По-моему, язык — главное, что отделяет «Наше лето» от «ЕЕВВ». Однако, эта песня не смогла бы войти в «УОС», потому что совсем другая музыкально. Так сказал Андрей.
(Видимо, я становлюсь текстоцентричной, как Захар Прилепин. Может, танцевальный альбом Антона меня спасет от такого типа мышления?)
— Смотрели фильм проАнатолия Крупнова «Он был»?
Андрей смотрел.
И всем настоятельно рекомендовал. Мне остается только присоединиться к его рекомендации – документального фильма, сделанного с такой человеческой любовью и пониманием, не видела очень давно. И, конечно, ждать релизов и концертов вместе с любителями творчества «25/17».