Творчество группы «Алиса» — музыка для тех, кто умеет размышлять и созерцать. Наверняка, высшая степень благодарности для музыкантов – способность сполна прочувствовать созданные композиции.
Новая работа – невыносимая лёгкость бытия, проекция идеала и гармония, которые невольно наталкивают на основную мысль альбома – отправиться в посолонь с просветлённой душой и надеждой в сердце.
Первое, на что обращаешь внимание, — насыщенная личностная сторона альбома. Проводник (Кинчев) в 15 песен смог уложить правду, боль, мелодичность и мощь. Возникает в хорошем смысле навязчивое ощущение того, что ты пообщался с проницательным психологом.
Смею предположить, что #яучаствовалпосолонь – не просто тэг, предназначенный для покупателей лотов на краудфандинге. Это то, что определяет действительно сопричастных: способных по достоинству оценить большую работу, которую нужно не просто слушать. Слышать!
Бурные обсуждения и споры между журналистами и поклонниками по поводу духовного развития лидера группы идут довольно давно. Но, похоже, самого Константина это не особо волнует. Очевидно, что творит он не хейтерам на зло, а себе на радость: «Рок-музыка не может быть ни бесовской, ни Божьей. Это просто средство, через которое конкретная личность делится своими настроениями, взглядами…»
На новом альбоме проповедование изнутри рокерской среды начинается с одноимённой песни «Посолонь», которая задаёт настроение и передаёт слушателям правильный импульс:
«За мной идёт тот, кто сбился с пути.
Мне верен тот, кто пропал.
Ко мне летят души с пулей в груди,
Те, кто от жизни устал.
Меня зовут Посолонь»
Медитативная композиция, плавно переходящая в динамично-величественную, посылом напоминает ставшую легендарной «Моё поколение»:
«Быть живым — моё ремесло.
Это дерзость, но это в крови.
Я умею читать в облаках имена тех, кто способен летать.
Если ты когда-нибудь почувствуешь пульс великой любви,
Знай, я пришёл помочь тебе встать!»
Мотивационным песням «Алисы» в принципе трудно найти альтернативу. А когда слышишь заглавную вещь с подобным посылом, понимаешь: альбом обязан попасть в десяточку.
В лучших традициях рок-н-ролльных мастодонтов первые две композиции связаны единым музыкальным полотном. Призывы «Пойдём посолонь!» только преумножают концептуальность альбома, да и в целом песня «Под дождём» будоражит в сердце чувство патриотизма.
История в «Путь держим на север» для каждого исключительно своя: кто-то может увидеть в ней эсхатологию религий, кто-то прочувствовать глубокие нотки жёсткости и гордости за стойкость: «Нас не запеленговать»…
«Раскол» — песня с крайне интересной, отчасти демонической музыкой, эффект которой усиливает стилизованная подача. В ней речь идёт о серьёзных событиях, происходящих в недалёком прошлом на Украине.
«На разбой поставили свои полки,
Всплыв из-под анафем.
Да ухмылки прятали за желваки.
Как будто это блеф на полиграфе»
Композиции «Половодье», «Леший» и «Март» я вынесла бы в категорию чего-то более личного, ведущего к освобождению: «Будем злей и, значит, будем жить».
Переходы с элементами отсылок прослеживаются в вышеупомянутой «Леший»: «…меня томила Москва своим постоянством» в песню с одноимённым названием, где гораздо шире раскрывается бунтарская позиция коренного жителя столицы: «Моей Москвы больше нет». Отличительная черта композиции – крайне смелые намёки и колко завуалированные сравнения. Чтобы понять, о чём (ком) идёт речь, достаточно включить воображение и вслушаться повнимательнее.
«Окаянные дни» — самая богатая по звучанию работа на альбоме. Только вот смысловая наполненность резко рознится со спокойным музыкальным сопровождением: «Ну а правде удел – молчать». Несколько поражает способность говорить о серьёзных вещах, сохраняя при этом мягкость и выдержанность.
Концепция альбома, к моменту прослушивания «Сверх», вырисовывается в общую картину: тем поднимается много, но о каждой из них поётся на самом правильном и чистом языке – языке Бога.
Сама песня идеально подойдёт тем, кто сейчас особенно нуждается в поддержке, способной поднимать с колен:
«Я уловил: мне приснилось, что всё хорошо.
А значит, я жив, чтобы тут остаться»
«Пуля». Выход этой песни сопровождала достаточно грустная история. Перенос долгожданной премьеры на радиостанции и приостановление продажи мерча были связаны с трагическими событиями, произошедшими в городе Керчь.
«Время летит, смерти нет.
В каждой судьбе скрыт ответ.
Красная кровь, чёрный рок,
Пуля и ствол ждут –
Мир нажимает курок»
Песня с говорящим названием «Побег» – одна из самых динамичных работ на пластинке. Электронная музыка в сплетении с драматическим баритоном, которым Кинчев не поёт, а шепчет в начале композиции, усиливают смысловое наполнение:
«Когда волна легла на тон струны
И небо стало злей,
Я выбрал путь без дураков»
«Акробаты снов» и «Эшелон» — великолепные баллады, каждая из которых пробирает до мурашек. Кстати, вторая – рекордная по хронометражу композиция группы «Алиса», 11 минут 12 секунд. Песни невозможно описать ёмко и конкретно: такую музыку каждый человек должен сам впускать в сердце. Без чьих-либо рекомендаций.
Предпоследняя песня «Чудо», складывается из неповторимых пропорций мелодии и слов и подводит слушателя к логическому завершению:
«Всё, что длилось целую жизнь,
Пронеслось за пару минут.
Хочешь вой, а лучше молись:
Так назначил Суд»
И совершенно оправдан риск предположения, что в роли Суда выступает сам Кинчев, который приговаривает поклонника к выходу на свет.
Продублируем ещё раз строку из финальной композиции «Март»?
«Будем злей, а значит, будем жить!»
Пока я писала рецензию, Константин Евгеньевич приступил к работе над новым альбомом. Поэтому если вы всё ещё откладываете прослушивание этого, поймите: сейчас гораздо позже, чем вы думаете. Я бы с радостью вернула вечер, когда впервые нажала на play и услышала «Посолонь». В нём прекрасно всё: и соблюдённая концепция, и трогающие душу тексты, и будоражащие мелодии.
Во мгле вселенской пустоты самое сложное – найти любовь. Даже не так: сложнее всего эту любовь в себя впустить. В этой работе Кинчев помогает открыть душу и сердце. Он помогает принять реальность, чтобы слушатель смог идти дальше. Не зря вначале я назвала его проводником.
Всем гАреть!
Автор рецензии: Марина Маркина