1 июля слушатели отправились в полет по Вселенной под названием Борис Гребенщиков и группа «Аквариум». Это было путешествие длительностью три часа в двух отделениях с антрактом. Концерт проходил на культовой рок—площадке, ставшей известной в конце 80-х — ДК им. Горбунова — конструктивистском здании в плане напоминающим крыло самолета.
Пройдя билетный контроль, оказываешься в пространстве, которое отличается от внешнего облика. Интерьер в стиле ар-деко создает совершенно иную атмосферу. А оказавшись в зале и вовсе можно было увидеть сцену, оформленную так, будто пришел на квартирник: картинные рамы, комнатные растения, старый телевизор, чемодан у края сцены, торшеры рядом с музыкантами, зависший в воздухе макет дирижабля и прямо по центру изображение богини—покровительницы искусств и науки — Сарасвати. Все это создавало уютную, камерную атмосферу и настраивало на нужный лад.
Каждое выступление БГ и «Аквариума» — это особое магическое действо, которое затягивает тебя в водоворот смыслов и звуков и не отпускает до самого последнего. Философские тексты и завораживающее звучание разнообразных инструментов: электро- и акустической гитар, скрипки, флейты, мандолины, саксофона, клавишных и ударной секции заставляют забыть на время о мирской суете и погрузиться в удивительный мир.
Публика в общей массе была такой, чью молодость сопровождали песни Великого Гуру, но было и другое поколение, чье сердце Борис завоевал не так давно. Поэтому большинство людей во время концерта спокойно стояли и внимательно слушали, пританцовывая на ритмичных и веселых песнях. Был и особо примечательный персонаж среди зрителей — девушка с дредами, которая «плавала» между людьми и затягивала некоторых в танец.
С небольшой задержкой группа вышла на сцену в полном составе: Борис Гребенщиков, Алексей Зубарев (гитара), Александр Титов (бас-гитара), Брайан Финнеган (флейта), Андрей Суротдинов (скрипка), Глеб Гребенщиков (перкуссия), Лиам Брэдли (ударные), Игорь Тимофеев (саксофон), Константин Туманов (клавишные). Каждый из музыкантов был в своем образе, поддерживая индивидуальный стиль, но хотелось бы отметить Игоря Тимофеева в роскошном белом пиджаке и черных очках, издали очень напоминавшего Эдмунда Шклярского.
Сет-лист был разнообразным, поэтому концерт был путешествием сквозь время и пространство. Звучали печальные и задумчивые песни, подобные «Последнему повороту», которую БГ исполнил очень чувственно и проникновенно с легким дрожанием в голосе. Завораживающие и умиротворенные композиции с альбома «Время N» — «Пришел пить воду», «Крестовый поход птиц», «Прикуривает от пустоты» и «Соль», во время исполнения которой Игорь Тимофеев, будто шаман, танцевал с бубном. Блюзовая «Молитва и пост» расшевелила публику, а во время песни «Стаканы», созданной на основе ирландских мотивов, все стали с весельем и задором прыгать и танцевать.
Важно сказать, что концертное исполнение всегда отличается от студийных записей: слышны все нюансы, появляется особая свежесть музыкального звучания. В песне «Туман над Янцзы» кристальное звучание треугольника заставляло немного вздрагивать, а клавишные и скрипичные соло во многих песнях звучали глубоко и красочно.
Сам Борис Борисович всегда пленяет своей загадочной улыбкой, нежным спасибо с легким придыханием и поклонами со сложенными у груди руками в жесте Намасте. Во время песни «Ржавый жбан» Великий Маэстро артистично дирижировал – это был самый настоящий танец рук. А на «Рок-н-ролл мёртв» он сидя и лежа творил что-то невероятное с гитарой, издавая жесткие, искаженные звуки. Со слушателями в этот раз он взаимодействовал мало, но в конце первого отделения, прежде, чем отпустить всех на антракт, решил сыграть «что-нибудь веселенькое». И со словами: «По законам я должен вас отпустить на водопой, но перед этим дать духовные скрепы, которые помогут дожить до второго отделения», — исполнил «Бог Зиморогов», «Изумрудную» и «Чай». Перед песней «Изумрудные дни», он стал говорить с музыкантами на непонятном языке, а потом обратился к залу: «Гхм! Запомните на будущее. Это очень важное слово, оно поможет вам в жизни в сложных ситуациях. Что бы вы не делали говорите гхм!».
Говоря о световом оформлении, можно отметить, что на некоторых песнях оно идеально совпадало с их характером и настроением: мерцающий красный свет на «Баста-Раста», напоминающий о клипе, синие прожектора, сходящиеся в одной точке при полнейшей темноте в зале на «Последнем повороте» и самое запоминающееся – «Аделаида», когда световые лучи падали на диско-шары, подвешенные под потолком на сцене, и весь зал будто превратился в звездное небо. На песне «Великая железнодорожная симфония» зрители сами поучаствовали в создании световой атмосферы, включив на телефоне фонарики и подняв их над собой.
Когда «Аквариум» закончил, Борис Гребенщиков медленно и чинно ушел со сцены вместе с музыкантами. Но зрители несколько минут не только продолжали хлопать, но и топали ногами. После этого БГ вернулся на сцену и спел еще три песни, завершив концерт «Днем радости».
«Бог есть Свет, и в нём нет никакой тьмы».
Сет-лист:
- Паленое виски и толчёный мел
- Двери травы
- Елизавета
- Слова растамана
- Баста-Раста
- Пришел пить воду
- Красная река
- Не было такой
- Последний поворот
- Господу видней
- Фикус религиозный
- Аделаида
- Крестовый поход птиц
- B&C
- Бог Зимогоров
- Чай
- Изумрудные дни
- Соль
- Лошадь белая/Анютины глазки и божьи коровки
- Неизъяснимо
- Туман над Янцзы
- Чёрный брахман
- Молитва и пост
- Ржавый жбан судьбы
- Рок-н-ролл мёртв, а я еще нет
- Капитан белый снег
- Небо становится ближе
- Не пей вина, Гертруда
- Послезавтра
- Великая железнодорожная симфония
- Стаканы
- Чкалов
- Сидя на красивом холме
- Растаманы из глубинки
- Прикуривать от пустоты
- Не трать время
- Горный хрусталь
- День радости