Для одних винил – это припылённое прошлое, для других – атмосферное настоящее, а для третьих – нечто неизвестное и далёкое, с чем ещё предстоит познакомиться… Именно поэтому мы предлагаем погрузиться в мир, который никогда не оставляет равнодушными истинных ценителей музыки. Будем ностальгировать, наслаждаться и развиваться вместе!
1. Бит-квартет «Секрет» в 80-ые годы – одна из главных групп Советского Союза. Четверо выпускников Ленинградского института театра, музыки и кинематографии собирают стадионы. За ними на гастроли ездят толпы фанатов. У «Секрета» собственный фан-клуб, своя рок-театр-студия в Петербурге. Они снимают клипы, ставят спектакли. Их дебютная пластинка «Секрет» имеет оглушительный успех. Песню про Алису, которая не может прожить без ирисок, поёт вся страна. И вот на пике славы, в 1989 году, «Секрет» выпускает альбом «Ленинградское время», который в корне отличается от всего, что делала группа до этого. Альбом «Ленинградское время» был значительно серьезнее не только по содержанию, но и по звуку. Пластинку писали в Таллине. Студия была оборудована по последнему слову техники, музыкантам было где развернуться. Обложка «Ленинградского времени» очень напоминает обложку битловского альбома «Let it be». Четыре простых фотографии на конверте пластинки, по словам самих музыкантов, символизируют равноправность каждого участника группы.
2. На дворе 1987 год. В СССР пришла «Перестройка» и разрешила абсолютно всё! Группа «Браво», ещё вчера занимавшая почетное третье место в списке запрещенных музыкальных коллективов, выпускает пластинку на крупнейшем государственном лейбле «Мелодия». Песни про жёлтые ботинки, ленинградский рок-н-ролл и старый отель вся страна, конечно, знала наизусть и до этого – старательно переписывала с магнитофона на магнитофон и с удовольствием пела, не афишируя, вполголоса. Первый официальный альбом группы «Браво» разлетелся по стране тиражом в пять миллионов экземпляров. Мелодиевский винил сделал группу «Браво» узнаваемой. После его выхода музыкантами заинтересовались в Финляндии. И дебютный альбом «Браво» практически сразу же был переиздан одним из финских звукозаписывающих лейблов. В Москве пластинку писали в студии известного композитора и продюсера Александра Кутикова.
3. В конце 80-ых практически из каждого открытого окна в Советском Союзе доносились песни группы «Наутилус Помпилиус». Пик славы свердловского коллектива пришелся на 1988 год. На волне общей миграции рок-музыкантов из регионов в столицу, «Наутилус Помпилиус» перебирается в Москву. Группу обвиняют в провинциальности звучания. Необходимость выпуска пластинки очевидна. Тогда ребята закрываются в общежитии при МВТУ им. Баумана, где остановились на тот момент, и переигрывают любимые страной хиты со своих старых альбомов – «Шар цвета хаки», «Казанова», романтическое послание «Гудбай, Америка». В столице музыкантов под свое крыло пыталась взять сама Пугачёва, но Бутусов на порыв ответил сдержанно. Результатом непродолжительной дружбы с примадонной стала песня «Доктор твоего тела», где Пугачева поёт на бэк-вокале. Бутусов в студии появлялся нечасто, потому что весь альбом был сделан с помощью компьютеров. Сводил пластинку известный композитор и аранжировщик Александр Кальянов. Обложку альбома оформил штатный художник «Мелодии». Любопытно, что на бутлегерских кассетах альбом «Князь тишины» превратился в альбом «Казнь тишины», что в начале «Перестройки» прозвучало довольно актуально.
4. Альбом группы «Аквариум» «Радио Африка» появился на свет в 1983 году. И пришелся очень кстати – как раз в самый расцвет подпольного молодежного движения, сдерживать которое официальным властям было уже не под силу. Как и положено всему революционному, альбом «Радио Африка» был секретным и записывался партизанским способом – на выездной студии фирмы «Мелодия», которая в то лето заехала в Ленинград по совершенно официальному делу, без намерения писать рок-н-ролл. Советский чудо-вагончик был оборудован по последнему слову техники. Во всем цивилизованном мире в подобных студиях писались группы уровня «Queen», «Rolling Stones», «Deep Purple» и «Led Zeppelin». И упустить такую возможность продюсер Андрей Тропилло, конечно же, не мог. Альбом «Радио Африка» писали по ночам. Времени катастрофически не хватало. Все музыкальные эксперименты придумывались на коленке, постоянно менялся состав. В записи пластинки приняли участие джазмен Игорь Бутман и гитарист Александр Титов. За пультом круглосуточно сидел звукорежиссер «Мелодии» Владимир Глазков, который после записи свалился с температурой. Обложку пластинки оформил фотограф Андрей Усов. Это единственный альбом «Аквариума», на котором нет названия группы. После выхода пластинка получила статус культовой, а песня «Рок-н-ролл мертв» стала гимном десятилетия.
5. Саундтрек к кинофильму «АССА» вышел на «Мелодии» в 1987 году, практически за год до появления ленты в прокате. И считается, что именно музыка во многом и определила успех картины, в которой режиссер Сергей Соловьев впервые в российском кинематографе выводит на экран неслыханных персонажей – воров в законе и рок-музыкантов. Последним как раз и суждено стать героями нового поколения. Премьеру «АССЫ» устраивают в ДК МЭЛЗ, и она продолжается несколько дней. Сеансы идут ночью, билеты достать невозможно – перед каждым показом на сцене звезды андеграунда – группы «Аквариум», «Кино», «Бригада С», «Звуки-Му», «Браво» с Жанной Агузаровой… Это была самая настоящая первая «презентация» с перформансами, концертами, креативными кружками и майками и, конечно, пластинкой «АССА», которые можно было купить на память. Обложку пластинки оформил сын Сергея Соловьева – Митя Соловьев. Музыку к кинофильму написал Борис Гребенщиков. 1987 год стал переломным не только в судьбе «Аквариума», но и в музыкальной истории страны в целом. Рок-н-ролл вышел из подполья – теперь вся страна распевала «Мочалкин блюз» и «Старика Козлодоева» во весь голос и совершенно официально. В фильме «АССА» впервые звучит песня группы «Кино» – «Хочу перемен», которой суждено стать главным перестроечным рок-хитом.