Легкий дым завораживающим танцем кружится по затемненному пространству сцены, словно в ожидании шабаша нечисти. Собравшиеся на зрелище гости на удивление спокойны, неспешный гул разговоров фоновым шумом разносится по залу. Силы и голосовые связки понадобятся немного позже.
В 20:00, точно по расписанию шоу открывает группа Ртуть. Солистка Саша Никитинская приветствует собравшихся: на девушке длинное синее шелковистое платье, кардиган и короткая красная стрижка. Такое сочетание цветов поначалу немного отталкивает, однако голос и обаяние нещадно топят сердце закостенелой от ожидания толпы. Во время исполнения первого трека VOLTO она присаживается на край колонки, словно хитрая ведьма оглядывая зал игривым прищуром, с полуулыбкой вытягивает вперед руку, изящно показывает в разных направлениях со словами “Думай, твори, мечтай”, как бы касаясь каждого, заговаривая его на удачу и позитивный настрой.
“На улице жарко, а тут ещё жарче. Вы меня просто убиваете, в хорошем смысле слова” – говорит Саша перед исполнением следующей песни “Убивай меня”.
У девушки действительно получается разогреть зал. После очередного трека зрители окончательно оттаяли, а тухлые поначалу выкрики превратились в теплые возгласы и аплодисменты. Нельзя не отметить огромную отдачу, живую энергетику и умелое взаимодействие с аудиторией. Она рычит о лжи, восклицает о любви и предательстве и кричит в микрофон “Жгите, парни!” Перед исполнением последнего трека девушка благодарит Москву за теплый прием. “Я зову тебя, я зову тебя, я зову тебя” – на последних аккордах эта строчка повторяется множество раз, словно девушка зовет каждого за собой, в Санкт-Петербург. Отыграв мини-сет и сделав фото с залом, группа уходит.
Вновь гаснет свет, шабаш ненадолго затих. Люди на сцене меняют оборудование – готовят сцену к появлению коровы и королей бала.
20:41 – в конце зала начинаются призывные вопли. Крики становятся громче, дым всё быстрее танцует под что-то ритмичное. “Где Слот?” – произносит все больше голосов.
Наконец гаснет свет, на экране появляется логотип “СЛОТ”, прожекторы мелькают под раскат электроволны. Музыканты по одному выходят на
сцену: Василий Горшков, барабанщик СЛОТ, снимающий на телефон встречающий команду зал, Никита Муравьев, принимающий торжественную позу статуи, Виктор Кучер, заменяющий Сергея ID по состоянию здоровья, Кэш… и вот уже Нуки танцует на колонке, своим вокалом засасывая “живой Воронкой” толпу в другое измерение.
“Привет, Москва!” – произносит Нуки, лишь на пару секунд давая отдышаться, и уже зал качают аккорды “CTRL+Z”.
Нуки и Кэш симметрично ставят ноги на колонку по центру сцены и замирают с высоко поднятыми головами, гордо глядя вдаль. На ум невольно приходит ассоциация с памятником “Рабочего и колхозницы”. Пара синхронных театральных движений – колонки “200 Кв” торжественно отгремели за “свободу уму”.
Небольшое отступление: “Делаем волну, хэй!” Море волнуется раз, два, три… “X-tream” – ещё один олдовый трек со второго альбома “Две Войны”.
“Одним — экстрим, другим смерть: волна — стена летит на город. Забить на всё и суметь достать рукой до дна” – зрители поднимают таблички с различного рода надписями, объединенными хэштегом #ЯЩЕТАЮ: “шумные соседи – это круто”, “думать очень глупо” и так далее, у кого на что хватило фантазии. Один вопрос – почему сейчас? Собственно, каждый “Мочит Как Хочет” – так называется следующий трек о свободе выбора.
“Пусть каждый сам из тысячи слов выбирает свой слот, выбирает свой путь. В графе простой: sex, drugs, rock’n roll выбирает, что взять и зачеркнуть” –в это время на сцене мочат что есть силы музыканты СЛОТ. Песня сама по себе располагает к танцу, а в огромном зале, под утяжеленные рифы и биты качает так, что устоять на двух ногах становится проблематично. Тут уже выбирай – не выбирай, а двигаться придется.
“Спасибо за то, что прямо с первых нот – дикий пожар” – Нуки.
Наконец пришло время снова поднять таблички под трек “#ЯЩЕТАЮ”. Перед последним припевом Нуки окатывает первые ряды струей воды.
“Ну что, Москва, заводи ракету!” – Кэш.
“На Марс!” — трансгалактический трек с последнего альбома группы, не перегруженный смысловой составляющей, а созданный для того, чтобы“оторваться” в прямом и переносном значении. И хотя в тексте есть строчки о смысле бытия, который, по мнению группы, заключается в поиске и открытиях, в этот момент о смыслах не думаешь совсем, а бытие сводится к точке соприкосновения подошвы на мысках с полом Главклуба и ощущениям невесомости и свободы во время прыжков. Такая музыка и метафорические образы действительно могут стать неплохим “топливом” для полета души в космос. И ракета не нужна, достаточно бумажного самолетика, который пролетел по залу на строках “ключ на старт”.
Следующим треком СЛОТ опускают зрителей с небес обратно на землю, причем в довольно мрачные ее дебри. Одна из самых узнаваемых и восторженно принимаемая с первых аккордов, готичная и навевающая легкий ужас “Кукла Вуду”. Сцена заполняется плотным дымом, в фиолетовом свете Кэш транслирует через микрофон пугающие образы, а Нуки медленно танцует, что-то быстро проговаривая. Всё это вновь навевает ассоциацию с шабашом. #ЗБСТ шабашом. “Я никого не забуду”! – громким выкриком Нуки завершает финальный аккорд. Гаснет свет.
Из колонок звучит мелодия колыбельной и в зале слышится одобрительный гул. “Просто Человек” – еще один мрачный трек, ставший саундтреком к русскому фильму ужасов. “Жизнь — это кровь и снег, а не вино и вода. Я — просто человек, и в этом виновата”. Следом “Система”, “Альфа-Ромео+Бета-Джульетта” и “R.I.P.” завершают первую часть шоу.
После непродолжительного ожидания, из темноты на сцену врываются “Одинокие люди”. Нуки выходит на припеве, зал мгновенно подхватывает строчки. “И мечтают перестать мечтать” – броская фраза в сочетании с пронзительным вокалом Нуки врезается в душу и находит отклик в сотнях голосов собравшихся.
Следом идет жизнеутверждающая и поднимающая дух «Мой Бой». Василий играюче прокручивает на пальцах палочку между ударами.“Это мой бой, даже если моя песня спета. Пускай, в этом мой кайф и моя боль” — хор голосов не может заглушить вокалистку.
«Сдаваться смысла нет!» — по традиции напоминает Кэш
Нуки организует слэм. Под мегадрайвовую «Пулю» действие шабаша перетекает со сцены в зал. Сложно разобрать, что происходит на задних рядах, а на сцене как пуля резко меняется свет, локация музыкантов и сама музыка. Диско-проигрыш сменяется тяжелыми рифами, потом всё это сливается в единое месиво звуков, приправленное продолжительным скримом Нуки. Поразительно, как СЛОТ умеют использовать электронные (иногда попсовые) сэмплы на благо хардкора.
Включившиеся животные инстинкты принимают визуальную форму. «Естественный Отбор» сопровождается концептуальным крип-шоу, напоминающим перформансы в клипах и лайвах In This Moment. Полуобнажённые девушки в мешках-масках на головах пластично передвигаются по сцене, размахивая битами и поднимая градус огня. Позднее Кэш прокомментировал их танец рассказав, что во время репетиции девушки сломали одну из бит.
Кэш читает надпись на одной из табличек: «#ЯЩЕТАЮ гречка — еда богов»: «Это про певицу?» — рубрика актуальных шуток от МС СЛОТ.
Продолжая тему выживания, группа исполняет «Сколько Денег» (мало!), а после Нуки превращает шабаш в пионерскую диско-зарядку, заставляя публику вспомнить движения с прошлого концерта под песню «З.О.Ж.» Наконец дело доходит до олдскульного трека «Доска».
«Прочь тоска, под ногами доска» — на этих взрывных строчках Кэш с разбега летит разгонять тоску в зал. Доска — более не актуально. Прочь тоска, под ногами сотни рук! Всё, что удается разглядеть из первых рядов — руку Кэша, вырывающуюся вверх из моря толпы, как в фильме «Терминатор», за одним исключением: вместо большого пальца по залу плывет рокерская «коза».
На сцене никого. Нуки резко выбегает из темноты, крича что-то в микрофон и обдает зрителей водой из бутылки. Как только становится понятно, что звучит из колонок по пространству клуба прокатывается одобрительный вопль.«Они Убили Кенни» знакома каждому, у кого был «2007-й». Темп музыки замедляется, как бы растягивая драйв, а потом снова ускоряется, давая ему выход вместе с сотнями левитирующих «трушников». Из 2007-го мы резко переносимся в 2019, и вот уже Нуки орет «Стой, стой, стой!», пытаясь остановить время, исполняя «Мертвые Звёзды».
«Ребята, у нас сегодня последний концерт в Главклубе, но это не последняя песня» — неожиданное заявление со сцены сбивает с толку. Музыканты уходят.
Из колонок по пространству клуба разливается звуковая волна, имитирующая полёт космического корабля.
Чуть позже мы узнаем, что группа меняет концертную площадку и на сцене Главклуба СЛОТ выступают в последний раз. Правда, где теперь будут «мочить» ребята, пока не говорится.
Тем временем вибрация из колонок усиливается, ожидается скорое приземление. На Марс мы уже летали, теперь то что?
Постепенно космонавты возвращаются на базу. Уже с первых нот сердце топится. «Круги на воде» — услада для ушей. Нуки стоит посередине сцены, подсвечиваемая единственным прожектором. «Так пускай наступает холодным рассветом на нас новый день. Всё останется в этой вселенной, всё вращается в этой вселенной»… Несмотря на то, что песня вошла в российский музыкальный мейнстрим после исполнения на популярном телешоу, свою глубину и пронзительность не потеряла. Все так же Дария Ставрович рвет голосовые связки и души фанатов, выкладываясь на полную.
«Возвращается к нам, запуская круги на воде. Ничего не проходит бесследно» — последнюю строчку зал допевал за Дашу.
Закончилась минутка лирики, пришло время социальной иронии. Вой сирен, мелькающий белый свет и зацикленное «Вытащи меня» сопровождают «Кукушку» с последнего альбома. Тексты песен СЛОТ, на первый взгляд довольно простые, не украшенные витиеватыми оборотами и заумными терминами, бьют, как говорится, «не в бровь, а в глаз». Слэнгом и словами-паразитами СЛОТ умело играют в художественных целях. Фирменная черта творчества группы — «пояснить на пальцах» , зачастую прибегая так же к вымышленным или реальным сюжетам и диалогам. “Мясорубка под калинку-малинку” — этой фразой можно описать как происходящее в данный момент в зале, так и обстановку в границах несколько более широких и занимающих огромную территории на карте Евразии.
Далее под «Хаос» музыканты ползают по сцене, заставляя присесть и выпрыгнуть толпу. Потом Нуки делит зал на две части, подготавливая почву к исполнению «Две Войны» — ещё одного культового трека в коллекции бомб группы.
«Давайте сделаем так, чтобы папочки нами гордились» — рычит в микрофон Даша.
Красно-белый свет заливает зал, и под взрывные строки «Две разных войны в голове»… две части зала находят друг на друга разрушительной стихией, напоминающий сжавшуюся перед взрывом звезду. «Дотянем до дня, сойдём с ума»… Нуки очень долго тянет последнюю ноту, сопровождаемую барабанно-гитарным безумием.
После того, как отдать последние силы Космосу, приходит необходимость от него же подзарядиться. Последний трек — «Вселенная». На сцене почти нет света, зато в зале горят сотни фонариков, плавно раскачиваемых волной человеческих рук. Под потолком огромный диско-шар проектирует на стены беспорядочно движущиеся блики- молекулы. «Части одной 3D паутины…» По телу проходит электронная волна. «Вселенная — это мы и то, что между нами». Стало быть, в этот момент Вселенная заключена в стенах клуба.
Группа горячо прощается с публикой. Под потолком одна за другой взрываются хлопушки. По традиции музыканты делают общее фото с залом и этот именно тот случай, когда фраза «фото — огонь» приобретает двойной смысл. Несмотря на предупреждения перед концертом о запрете на поджог фаеров, фанаты дали огонька (впрочем, как и всегда).
«Огнище!» — подводит Нуки итоги концерта.
Проведя «естественный отбор» за право обладания заветными трофеями (барабанными палочками Василия), фанаты не успокаиваются, да и сами музыканты настроены открыто. Кэш спускается со сцены и встав на ограду падает с распростертыми объятиями навстречу рукам слушателей. Его примеру последовали Василий, Никита и Виктор (который ограничился пятюнями). Обнимашками и рукопожатиями завершилсят #ЗБСТ тур.
Текст: Алена Варапаева
Фото: Наталья Блохина
Гости концерта группа «Ртуть»
Ищем себя