Волшебная музыка петербургского ансамбля «Аффинаж» гигантским порывом теплого ласкающего кожу бриза все с большей скоростью летит по стране, мягкими движениями собирая любовь, восторг и благодарные взгляды слушателей, тянущиеся к этому музыкальному волшебству, иногда как к последней соломинке.
За короткое время «Аффинаж» стал одним из коллективов, определяющих целую нишу развития современной русской рок-музыки, о чем говорят многотысячные залы, которые они собирают.
Этой осенью концерты «Аффинаж» ждали (а часть ещё ждёт) 16 городов, которым уже посчастливилось вживую услышать столь ценное «Золото» — альбом-трилогию-историю, первую часть которой группа представила прошлой весной.
В туре группы, между городами, мы пообщались с Михаилом «Эмом» Калининым — вокалистом, автором текстов и соавтором музыки «Аффинажа». Как показало общение, Миша — потрясающая разносторонняя личность. Он пишет стихи, которые можно читать часами, не уставая, находя безусловные отклики в душе и восклицая, да, это же все правда! За его плечами несколько музыкальных и не очень проектов. Он экспериментатор и открыто заявляет об этом. Он сразу располагает к себе и всегда готов улыбнуться. Как старый добрый друг, к которому всегда можно обратиться за поддержкой, просто включив любимую песню в плеере.
Миша, привет.
Для меня «Аффинаж» — откровение, а первые 2 части «Золота» — это личный сеанс психотерапии, когда ты наконец-то находишь смысл в своих мыслях, уходит негатив, внутри что-то меняется в лучшую сторону. Понятно, что вы не ставили себе такую цель, но представляли ли что-то подобное, такую реакцию слушателей?
Сейчас я осознаю, что некоторые песни с «Золота» звучат, как гимны доброте и всепрощению. Но, как уже не раз говорил, сам я воспринимаю песни в контексте истории альбома — вероятно, отчасти это не даёт мне порою возможности даже самому вслушаться в песню в отрыве от общей картины, сделать это сразу. И это в какой-то мере даже забавно — когда, отойдя уже эмоционально от альбомного повествования, воспринимаешь композицию отдельно. Я счастлив, что песни «Золота» срабатывают именно так — меняют в лучшую сторону, освобождают от негатива. Особенно важно, что именно сейчас, в такое время, когда, как мне кажется, в тренде — конфликты, бифы, диссы, унижения, нетерпимость… Не хочу, чтобы показалось, будто через «Золото» мы пытались продвигать философию Кота Леопольда. Думаю, обратное и так слышно — помимо «мирящих» песен в альбоме есть и песня, кипящая жаждой мщения («Лучше Всех»), и хоррор-боевик «Твой Главный Враг», и пасмурная, почти безысходная «Я — Печаль», и полная чёрного отчаяния «Радость»… то есть всё то, через что предстоит пройти, прежде чем получится принять, простить, забыть. Я всегда считал, что настоящее добро — с кулаками, настоящая смелость — зубаста. Беззубые, млявые, бесполые, писклявые призывы «Быть добрее!» — точно не про нас. Однако, «Золото» действительно получился психотерапевтическим. Ну, для меня уж точно.
Ваша музыка нетривиальна, самобытна, поэтична. Вкупе все это – изюминка в современной российской музыкальной культуре. Словом «такую музыку в России никто не делает» . Люди отвыкли от хороших, глубоких текстов, берущих за самое нутро, дающих настоящие искренние эмоции. От вас сейчас этого ждут и уже будут ждать. Вас слушает молодежь (Слава Богу!) и это тоже накладывает определенную ответственность. Не сложно держать взятую планку? Не страшно разочаровать слушателя?
Люди понятия не имеют, насколько мы самокритичны внутри нашего детища. Сколько черновиков, которые многим могли бы показаться весьма неплохими, я забраковываю, даже не показывая наброски текстов самым близким людям — моим друзьям-музыкантам «Аффинажа». Насколько дотошно мы работаем с материалом. И на этапе сочинения, и на этапе сведения. Ни в коем случае не говорю, что люди обязаны иметь представление об этом. Слушатель вообще, по сути, ничего не должен, кроме того, что не мешало бы помнить, что и создатель — не его должник. А вот с осознанием этого часто проблемы… иногда это непонимание имеет такое выражение, что не находишься, что ответить. Например, на одном из концертов, когда мы отыграли энкор, по пути в гримёрку нас остановил выкрик: «Эй, куда?! Спойте «Неродившийся»! За «Неродившегося» уплачено!» (Жутко звучит, да?)
Или комментарий во встрече одного из концертов: «Концерт шёл полтора часа, а я заплатила минимум за два часа!» Как думаете, много ли нужно приложить усилий, чтобы таких слушателей разочаровать? И главное — нужно ли бояться их разочаровать? Те, кто действительно слушают нас — они идут с нами и нашей музыкой бок о бок. Они — наша поддержка, те, ради кого мы, собственно говоря, творим. Нужно же понимать, что планки есть не только у артистов. Она должна быть и у слушателя. Нам не страшно разочаровывать ещё и потому, что строже критиков, чем мы сами, просто-напросто нет.
В нескольких интервью ты упоминал, что у вас материала на 3 года вперед. А каким ты видишь себя через 3 года. Тексты песен, стихи? Ты вообще заглядываешь с планами (и не только музыкальными) далеко вперед?
Через три года, надеюсь, я буду в добром здравии. Надеюсь, что ещё подтяну вокал. Надеюсь, что и выглядеть буду получше. И надеюсь, что будет хватать сил и времени, что записать весь тот материал, который «на три года вперёд»!
Как и когда пришло понимание, что музыка большее твое призвание, нежели стихи? Или это не так?
Это не так. Хотя бы потому, что я не особо эти вещи разделяю — для меня это всё «творчество». Что-то требует слияния слов и музыки, что-то способно жить само по себе. Что-то из того, что было способно жить само по себе, обретает новую жизнь в новом своём воплощении. Мне нравится работать с текстом. Нравится работать с музыкой. Нравится работать с голосом. А моё это призвание или нет — не мне судить. А к тем, кто меня читает и слышит.
Такое количество твоих проектов, многогранных, разнонишевых – это поиск себя, своего места в жизни?
Желание проявить себя во всех этих направлениях. Причина в том, что всё это — есть во мне. Чувствую, что всё это могу. Работать с любым жанром, быть универсальным. И, конечно то, что мы в целом очень открытые для нового, для эксперимента. К тому же мы непрерывно находимся в поисках собственных формул, своих музыкальных решений, не повторяющих чей-то опыт, а на основе множественного опыта — взращивающих нечто иное. Я не хочу и не имею права называть нас музыкальными революционерами, но и без напускной скромности скажу, что в самобытности, в наличии «собственного лица» нам нельзя отказать при всём желании.
Многие называют музыку Аффинаж волшебной, неземной. Честной. Ты всегда честен, прежде всего, с самим собой?
Ну, я же не робот, не супергерой… Отвечу так: я очень стараюсь быть честным. И чаще получается, нежели нет. Это если говорить в целом — обо мне, как о человеке. Что же касается музыки, могу ответить вот что: я точно никогда не делал то, что мне внутренне претило — что-то, из-за чего мне бы пришлось переступить через себя, обмануть самого себя, чтобы это сделать.
Есть музыканты, которые свои песни, не говоря уж об альбомах, считают своими детьми. Твое восприятие на альбомы Аффинажа меняется со временем по мере взросления, изменения твоего понимания мира. «Дети» взрослеют вместе с тобой?
Про «альбомы-дети» — в точку. По крайней мере, сам ощущаю именно так. Альбом «Дети» содержательно и так был очень взрослым. Восприятие меняется, разве что, с технической точки зрения — глядя на ранние наши вещи, нередко думал, что сейчас мы могли бы это записать качественнее, лучше сыграть, лучше спеть… но мы не делаем этого, потому что… ну, вы помните — «материала на три года вперёд» :)
Есть мнение, что на концерты Аффинажа приходят слушатели, а уходят сектанты. Ты считаешь себя в какой-то мере их предводителем, духовным наставленником, быть может?
Нет. Скорее, чувствую себя Другом в моменты соприкосновения со слушателями на концертах. Человеком, которому все эти люди в зале доверились на полтора часа, с которым вступили в искренний диалог. Пришли «морально подлечиться» и подарить нам часть своей энергии. И хоть «сектант» и жутковатое слово, но я правильно понимаю контекст, и оттого фраза «приходят слушатели — уходят сектанты» очень-очень приятна.
У тебя есть своя формула счастья?
Думаю, её ни у кого нет.
Выход из зоны комфорта. Часто подобным экспериментируешь?
Постепенно для меня «за пределами зоны комфорта» превратилось во вполне себе «зону комфорта». Скажем, первые туры давались мне тяжело — я дружочек домашний, ни разу не тусовщик, не «автостопщик» по натуре, в какой-то мере — затворник, можно сказать. Но постепенно сумел приучить себя расслабляться и в пути, научился отдыху в дороге. Раньше в поезде вообще не мог уснуть. Теперь — могу вырубаться мгновенно. Могу сказать уверенно, что на данный момент навык получения удовольствия от дороги прижился во мне.
Что для тебя свобода? Следовать тому, что в тебе заложено или сопротивляться и делать себя самому?
Эти вещи должны находиться в балансе. Момент самоограничения и отличает свободу от анархии, как и чрезмерная аскеза и безжалостный самоконтроль легко приведут к зажимам, глубоким комплексам, постоянному пребыванию во «внутренней тюрьме». Поэтому для меня свобода — как раз-таки тот самый баланс между своей природой и улучшением, облагораживанием этой природы (так как она далеко не совершенна).
А ты находишь что-то интересное для себя среди того, что слушают/советуют послушать другие люди, коллеги по цеху?
Вне всяких сомнений. Я и коллег по цеху охотно слушаю. И то, что советуют послушать — стараюсь распробовать, когда появляется свободное время. Это помимо того, что и так стараюсь регулярно обновлять плейлист, загружая в плеер новые альбомы.
Сейчас у вас тур в поддержку «Золота». Эмоций больше вызывают концерты в городах, где хорошо знают, или там, где играете впервые?
Эмоции вызывают концерты! Неважно, какой город. Да, безусловно, приём бывает разный — где-то люди более застенчивы, вдумчивы, закрыты — оттого концерт «негромкий», камерный; где-то люди взрывные — и случается настоящий «рок-гиг»! Но важно понимать две вещи: 1. артист может раскачать публику, а может просто не достучаться до неё, причин тому немало — от «не всегда бывают удачные дни, когда ты переполнен энергией и способен заставить танцевать даже камни» до «каких-то мелких погрешностей, которые притормозили энергообмен между исполнителями и слушателями»; 2. любой концерт (даже самый провальный!) следует воспринимать, как важный опыт. По сути дела, чем труднее концерт, тем больше полученный опыт. Само собой, нам несказанно круто, когда концерт проходит «на ура!» от и до — от самоощущения до шквальной отдачи от публики. Но бывает, что ты работаешь на «холодную» аудиторию — и если ты сумел её разогреть, то каким бы тяжёлым ни был путь к этому, такой концерт для музыканта — топовый.
Какие подарки дарят в турах, и какие больше нравятся? Золото не дарили, например?:)
«Золото» в этом туре возим мы;)) Нам дарят другое золото — аплодисменты, благодарные отклики, и «самые ценные купюры» — это дружный хор зала.
Как впечатления от прошедшего мини-тура? Туры для тебя вообще чем-то отличаются, разумеется, кроме программы? Есть города, в которых вы «горите» особенно?
Он не совсем «мини» — 10 городов. Сегодня мы играем 10-й концерт — в родном Санкт-Петербурге. Не скажу за всю группу, но для меня в этой поездке топовыми были Москва, Ростов-на-Дону и Самара. В Москве — «горел» сентиментальным волнением, в Ростове — «горел» от собственной энергии, в Самаре — «горел» от огня из зала.
Ты поглядываешь в былые года? Жалеешь о чем-то?
Стараюсь делать это реже. И меньше сожалеть. Энергию и время, которые тратишь на сожаления, куда полезнее потратить на то, что ты можешь делать здесь и сейчас.
«Не обижайся, пожалуйста» — необычное вступление «Комнаты». Короткое, безумно сильное. И следом «Напрасная обида». Это призыв к людям не обижаться и быть терпимее друг к другу? Попытка обратить внимание на эту мелкую, но в общем масштабе глобальную проблему человечества? И исходя из того, что одном из интервью ты говорил, что ваши песни, скорее автопортреты…?
Да, мы об этом говорили уже, в самом начале нашей беседы. К тому же, как мне кажется, проблема отнюдь не мелкая, в особенности на сегодняшний день. Как я уже говорил, в медиа-пространстве царит конфликт. Твитты, где «один известный репер жёстко ответил другому известному реперу», видеоролики с названиями «Жесть! Блогер Петя избил блогера Федю прямо на глазах фанатов!» и прочее. Момент ненависти друг другу (пусть даже игрушечной, картонной, ради громкого шок-заголовка) стал чуть ли не главным атрибутом для увеличения просмотров, для привлечения внимания. Музыка сама по себе уже не интересна. Интереснее, кого облил грязью в своём Инстаграмме какой-нибудь юный реп-бунтарь, чем даже его новый альбом. И это — всюду. Я, как фэн смешанных единоборств, скажу о недавнем громком бое Хабиба и Коннора (кто следит чуть менее поверхностно, тот поймёт, о чём я!) — даже катастрофически далёкие от этой темы люди ждали этот поединок. До пары «Коннор/Хабиб» бились Фергюсон и Петтис. По-моему, это и был бой вечера! Зрелищный, агрессивный, кровавый. Но там было взаимоуважение между бойцами — не было раскрученного конфликта. И кто говорил вообще потом об этом ярчайшем бое? Никто. Потому что Фергюсон не называл Петтиса «петухом», а тот в ответ не оскорблял родню оппонента. Зрителю интереснее скандал, важнее трештокинг, нежели спорт в чистом виде, техника бойцов, энергия в октагоне. Сразу оговорюсь, что мои слова не означают, что тот же Хабиб или Коннор — не техничны, не профи. Само собой, это бойцы высшей пробы! Речь о другом, о том, что сделало их бой боем вечера. И что способно сегодня сделать самый постный продукт в любой сфере хитом сезона. Помните рекламу Twix, когда левую и правую палочки стали выпускать на разных заводах после ссоры создателей батончика? Очень тонкая реклама. Очень в тему.
На последних словах «Не обижайся, пожалуйста» чувствуется улыбка в голосе. Ты, правда, улыбаешься на записи?)
Да. В песне «Сидней», например, — почти весь первый куплет улыбаюсь на записи…)
Как ты относишься в повальному сейчас запрету властями в разных городах концертов популярных сейчас коллективов, таких как Хаски, Монеточка, Элджей и др.? Хаски сейчас вот арестовали в Краснодаре.
Я считаю, что это отвратительно. Очень по-разному отношусь к перечисленным артистам. Однако ни один из них не заслуживает запретов! Если честно, меня возмущает подобное лицемерие, двуличие властей! Филипп Киркоров народный артист России с 2008 года. Николай Басков народный артист с 2009 года. Я, конечно, представляю примерно, как раздают такие награды в России… однако, что значит «народный артист»? Это значит, что этот человек наглядная иллюстрация состояния культуры. Состояния, которое по мнению властей является нормой! Эти награды им вручали официально, в гос. учреждениях. Понимаете? Почему после «Ибицы» эти люди мгновенно не лишены всех своих званий и возможности гастролировать? Там цензоры не смогли ничего углядеть? Любому здравомыслящему человеку понятно, что это — пугающий, феноменальный абсурд! Заслуженный артист России с выдающимися вокальными данными Григорий Лепс исполняет песню «Зае**е рожи». Думаете, это помешает ему собирать самые масштабные площадки по всей стране?
Такое ощущение, что все сбрендили. На шоу «Голос» в жюри — Потап и Шнуров… Шнуров, на мой взгляд, исключительно талантлив, но… наставник в «Голосе»? Серьёзно? Потап… ну, тут вообще без комментариев.
Всё это — жирнющее подтверждение того, что у нас как нигде действуют двойные стандарты. Позитивно только то, что для Хаски и для тех кого, в том числе запрещают — это сработает по итогу, как мощнейший пиар. Власти будто не осознают, какую слепую зону они формируют вокруг себя своими нелепыми действиями! Они рискуют окончательно и бесповоротно утратить связь с молодёжью, с более-менее продвинутым населением. Чиновники, отправляющие неугодные интернет-ресурсы в бан, мыслят исключительно так, как было принято мыслить в оффлайн — типа, стоит ларёк, торгуют чем-то незаконно, ну, что ж, просто закроем ларёк, снесём его к чертям собачьим, торгашей прогоним! Только вот в интернете нет никакого конкретного ларька — ларёк парой щелчков мыши переезжает в другую страну. Туда, где «наши полномочия уже всё». Как можно этого не понимать? Как можно продолжать бороться в век новейших технологий с чем бы то ни было кривой корягой с лицом дриопитека?!
Oxxxymiron буквально вчера объявил о совместном концерте солидарности с Бастой и Нойзом «Я буду петь свою музыку» как раз из-за отмены концертов Хаски и его аресте. Что ты об этом думаешь?
Считаю, что Окси, Баста и Нойз — крутые мужики. Что тут ещё сказать? Я же говорю, Диму Хаски эта ситуация по итогу сделает культовым рэпером. Если это была цель запрещающих его концерты, то верной дорогой идут! :)
Существует ли в твоей жизни идеал, к которому ты стремишься?
Размытый, абстрактный… Меняющийся со временем — пребывающий в непрерывной метаморфозе. Поэтому, думаю, я затруднюсь как-то чётко описать это;)
Ваш трибьют песни Калинова Моста «Сберегла». Почему выбор именно этой песни?
Сергеич и Шура большие поклонники творчества «Калинов Мост», я же не столь подробно знаком с дискографией коллектива. Поэтому выбор песни был за ребятами ,мне оставалось только проникнуться и впеться!
А вообще с Ревякиным хотел бы исполнить что-то совместное?
А мы участвуем совсем скоро в юбилейном концерте «Калинов Мост»! Возможно, что-то и будет такое :)
Какое бы место в Питере ты бы порекомендовал посетить впервые приехавшему в город человеку?
«Катапульту» на Диво-Острове (том, что на Крестовском!) летом.
Смотрела один из твоих эфиров в Инстаграмм и у тебя спросили: твоя ирония и сарказм – это защитный механизм? Ты серьезно ответил, что да. Защитный механизм от чего?
От вопросов про защитный механизм!
Зачем кстати делаешь эфиры в Инста, ведь они, в общем-то, на поболтать ни о чем?
Не всегда, но чаще — да. К тому же я это довольно редко делаю.
Ты есть в ВК, в Инстаграмм, в Твиттере? Ты там, мягко говоря, не одинаков, в каждой соцсети несешь разный посыл. Почему?
Биполярочка, наверное… нашёл модное достойное объяснение сходу!
Твой Твиттер — это о тебе каком?
Обо мне просто.
Вообще интернет, соцсети играют большую роль для тебя? Черпаешь ли толику вдохновения на новые музыкальные порывы и подвиги в этом не всегда чистом информационном потоке?
Отвечу просто: я интернет-зависимый и пытаюсь от этого постепенно мягко избавляться. Сокращаю количество времени интернет-сёрфинга.
Мечта сняться в кино сейчас стала ближе?
К сожалению, нет. Но сниматься я всё так же хочу.
Какие фотки предпочитаешь: цветные или чб?
Талантливо сделанные!
Почему вы не размещаете фотоотчеты с концертов в своей группе? Фотографы тоже в некотором смысле люди творческие и хотят свою минуту славы получить;))
Чаще всего — из-за отсутствия времени. Если посмотреть наши фотоальбомы в официальном сообществе, то можно заметить, что раньше мы постоянно заливали новые снимки из туров.
И напоследок. 2017 год, февраль, из интервью — твое: чем больше лайков — тем больше твой вклад в искусство! Это же каждый школьник знает!;) А уж, если и репосты имеются — то, считай, ты уже властитель дум человеческих. Почти декабрь 2018 – ничего не поменялось, правда?;)
Ровным счётом ничего!
Миша, большое спасибо тебе за беседу.
Беседовала: Ольга Махалова
Фото предоставлены: Эм Калинин, Ольга Махалова, Елена Санкина