Сегодня исполнилось бы 57 лет лидеру легендарной группы Кино — Виктору Цою.
Трёхдневный мультифестиваль «Кинопробы» (с 21 по 23 июня), посвящённый его Дню рождения, к сожалению был отменён. Как сообщили организаторы, инвестор, финансирующий фестиваль с 2017 года, потерял интерес к развитию проекта и в последний момент вышел из игры.
С такой печальной ситуацией столкнулись все, кто с нетерпением ждал «Кинопроб». К слову, о кинопробах. В каких фильмах был задействован Виктор Цой ? В нашем новом материале мы расскажем о нескольких малоизвестных картинах с его участием.
Конец каникул (1986)
Короткометражный фильм длительностью всего двадцать три минуты. Был дипломной работой Сергея Лысенко как сценариста и режиссёра, и Олега Смирнова как оператора.
Фильм состоит из четырёх песен Кино (Дальше действовать будем мы, Закрой за мной дверь, Раньше в твоих глазах отражались костры, Попробуй спеть вместе со мной), объединённых между собой короткими, бытовыми зарисовками с участием музыкантов и двух молодых людей, приятелей Виктора Цоя по сюжету.
«Конец каникул» — первый фильм, в котором снялся Цой. В дальнейшем он получил роли в «Ассе» и «Игле».
Йя-Хха (1986)
Короткометражный фильм Рашида Нугманова, снятый как учебная работа студентов ВГИКа. Известен тем, что в нём приняли участие гуру рок-музыки того времени: Виктор Цой, Константин Кинчев, Борис Гребенщиков и Майк Науменко.
Изначально планировалось, что фильм будет полнометражным, но средств, выделенных на его создание, хватало всего на десять минут. Нугманову стоило больших усилий, чтобы уложить многочасовой материал в короткий метр.
«Всеми правдами и неправдами мне удалось сделать тридцать минут. Можно представить, в каком бешеном темпе мы их озвучивали, монтировали, собирали… Кое-как мы успели к сроку, но фильм так и остался незаконченным. Поэтому многие сюжетные линии и связки просто пропали…»
Фильм действительно получился бессюжетным и больше документальным. Он позволяет прочувствовать давно ушедшую эпоху, выраженную в цоевской котельной, ленинградском рок-клубе и шумных подростках.
Рок (1987)
Документальный фильм Алексея Учителя, посвященный рок-сцене 80-х. В нем снялись Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Антон Адасинский и Олег Гаркуша. Этих музыкантов отличало то, что их не показывали на центральном телевидении, хотя были передачи, подходившие по формату и тематике.
Фильм повествует о жизни «подпольных» знаменитостей в их «естественной» среде обитания. Ночью они звезды квартирников, а днём работяги, ничем не отличающиеся от обычных людей. Все сцены сняты на рабочих местах музыкантов. Фильм воспринимается естественно и позволяет зрителю соприкоснуться с двойной реальностью своих кумиров.
Первый показ состоялся в ленинградском Доме Кино. Перед премьерой произошёл скандал — секретарь ЦК КПСС Егор Лигачёв потребовал вырезать из фильма некоторые сцены, но благодаря журналистам телепередачи «Взгляд» всё осталось на своих местах.
Лето (2018)
Биографический фильм Кирилла Серебрянникова, вышедший в прокат в июне прошлого года.
В центре сюжета взаимоотношения Виктора Цоя (Тео Ю), Майка Науменко (Роман Билык) и его жены Натальи (Ирина Старшенбаум).
Стоит отметить, что работу над фильмом Серебрянников заканчивал находясь под домашним арестом за обвинение в мошенничестве. Некоторые сцены «Лета» не были отсняты и под письменными инструкциями режиссёра съемочная команда их заканчивала.
Фильм вызвал неоднозначные отзывы. Питерская андеграундная сцена того времени в лице Бориса Гребенщикова раскритиковала его.
«У нас — включая Витю и Майка — была совсем другая мотивация. Мы были вне советской жизни, мы это выбрали сами, и власть нам не собиралась этого прощать. Но поскольку нас, по разным причинам обойдённых любовью власти, было огромное количество, то получалась ситуация — весь народ (кроме отдельных «лучших представителей») был против власти, которой никто не верил. По этому поводу написаны тысячи книг и сказан миллион слов. А в фильме чудовищно неестественные диалоги и отношения совсем нереальных граждан какого-то придуманного мира».
К БГ присоединились один из основателей Кино Александр Рыбин и музыкальный продюсер Андрей Тропилло.
Рашид Нугманов, снявший «Йя-Хха», дал положительный комментарий фильму с режиссёрской точки зрения.
«Серебрянников не растерял своего умения погружать в атмосферу предмета своего разговора со зрителем, тщательно восстановил среду того времени, что для человека, который её не знал, не рос в ней и не общался с этими людьми, — определённое достижение».
Наталья Науменко, по воспоминаниям которой строился сюжет, хотела, чтобы фильм передавал атмосферу того времени, даже если будет ущемлена биографическая часть картины.
На Каннском кинофестивале 2018 года фильм «Лето» получил приз за лучший саундтрек.