Напрягу старческий склероз: сколько времени прошло с выхода знакового альбома Lacuna Coil «Comalies»? Целых 17 лет. За это время итальянские флагманы готик-метала всё активнее отдалялись от своей творческой удачи в сторону коммерческой жизнеспособности проекта. Со времён «Karmacode» группа взяла курс на прозрачные поп-структуры, навязчивые рефрены, простые цепкие мелодии и звучание а-ля Linkin Park и Evanescence, которое ещё в середине нулевых стоило закопать в пыльном чулане.
Тем не менее, в попытке удержать внимание старой аудитории, едва ли не каждый новый альбом анонсировали как «тяжёлый и мрачный», «безумный и роковый», «гораздо более мощный, чем предыдущие». Но если постоянно кричать: «Волки! Волки!», — результат будет немного предсказуем. Редкая чёрная птица долетела до середины предыдущего лонгплея Delirium, а за Lacuna Coil окончательно закрепилась репутация производителей непритязательного музыкального попкорна.
И вот, основательно перетряхнув состав группы, преображённая Lacuna Coil в лицах Марко Коти Дзелати, Кристины Скаббиа и Андреа Ферро возвращается к нам со своими новыми участниками и девятым релизом.
«Black Anima — это все мы. Это ты и это я, это всё, что мы скрываем и яростно раскрываем миру, который наполовину спит. Это запотевшее зеркало, в которое мы вглядываемся, ища правду. Это жертва и боль, это справедливость и страх, это ярость и месть, это прошлое и будущее. Человеческие существа в великолепии тревожной двусмысленности. Черное ядро, которое уравновешивает все это, так как без света тьмы никогда не будет. Мы с гордостью представляем вам наш новый альбом и не можем дождаться, чтобы приветствовать вас в наших объятиях. Мы Анима.»
— Кристина Скаббиа об альбоме Black Anima
Практически невероятно, но в этот раз Lacuna Coil действительно записали тяжёлый альбом! Вы ещё в состоянии поверить, что новая пластинка Lacuna Coil — это самая мощная и мрачная работа, которую они когда-либо делали? Можете покрутить пальцем у виска, но я скажу, что этот альбом и правда имеет все шансы встать рядом с Comalies как один из наиболее приличных.
Black Anima — это долгожданный, столь необходимый глоток свежего воздуха. Подобно другим ветеранам романтичной меланхолии, которые брали крен в сторону от основного курса и триумфально возвращались к корням (Paradise Lost, My Dying Bride), итальянцы, похоже, копнули поглубже и вытащили откуда-то из своего самого тёмного нутра Black Anima, чтобы начать в истории группы новую главу.
По идее, интро Anima Nera должно было стать инструментальным, ничем не примечательным введением в атмосферу альбома. Но тут начинаются сюрпризы. Вкрадчивый вокал, напоминающий Кейт Буш, или, того страннее, замогильный шепоток Йоланди Фиссер — это что-то новенькое в ассортименте Кристины. С порога повеяло джалло и кинематографичностью в духе Дарио Ардженто. Не припомню, чтобы мы наблюдали подобные экзерсисы раньше.
Тревожный и гипнотический морок буквально разрубает рёв Андреа Ферро: «We are the anima!» Трек Sword of Anger в равной степени свиреп и мелодичен. Старый добрый дуэт «красавицы и чудовища» на 100% оправдывает себя, лирический вокал Скаббиа и брутальный гроулинг Ферро диво как хороши в сумме. И, что важно, классический для жанра приём из 90-х не откатывает всю концепцию альбома к дремучей архаике. Об этом как следует позаботились Диего Каваллотти и Марко Коти Дзелати. Кому отсыпать немного джента в 2019 году? Примерно всем: и гитаре, и басу. И новичку-ударнику Ричарду Мейцу.
Феноменальный припев Reckless оставляет одно из самых ярких впечатлений на Black Anima. Пронзительная строфа вибрирует в голове несколько дней, и символизирует, как Скаббиа и Ферро растут в своём мастерстве. Точнее, второй практически оставил попытки в чистый вокал, кроме редких дуэтов (Apocalypse или The End Is All I Can See), и наконец-то занялся тем, в чём действительно звучит на порядок выразительней. Layers of Time является еще одним прекрасным примером справедливости моих утверждений.
Apocalypse повествует нам о том, что все когда-нибудь кончается, просто нужно насладиться моментом, но бешеный запал Black Anima пока и не думает кончаться: четыре трека минуло, а группа всё отказывается сбавлять темп. Нет, я вовсе не хочу сказать, что Анима — идеальный альбом, в нём есть невнятные места наподобие Now or Never или Save Me, которые кажутся более конформными и мягкими по сравнению с остальным материалом. Но 45 минут лонгплея заряжены достаточной динамикой, чтобы его не хотелось выключить. Все 11 композиций отлично работают вместе, показывая, что группа достаточно усердно поработала над альбомом. Он зазвучал цельно, сложился из разнообразных деталей в единое полотно.
Любителям гитарных соло будет чем поживиться в Under the Surface, а эффектное оперное вступление во Veneficium добавляет нехилой патетики. И то, и другое демонстрирует, что Lacuna Coil сосредотачивается на не самых характерных для них акцентах. В дополнение к уже вызревшей и накрепко сформированной тактике написания песен, Black Anima полнится и новыми, и старыми идеями, которые работают. Стилистика Veneficium делает реверансы вычурной готической эпохе In A Reverie, в то время как заглавный трек кричит: «Destroy! Rebuild!»
«Это — последняя песня альбома, которая рассказывает про хаос. Когда Марко написал её, мне хотелось создать концепт всеобщего хаоса перед тем, как все закончится.» — Кристина Скаббиа о треке Black Anima
Музыканты, поднажав, выдали концентрат из наработанных за всю карьеру стилистических приёмов и новых трюков. Это мастерская комбинация той красоты и агрессии, блистательных поп-мелодий, мрачности, потерь и саморефлексии, которую ждёшь от Lacuna Coil. А теперь, после стадии освоенного багажа и оправданных ожиданий, интересно, насколько далеко создатели Black Anima могут зайти в дебри тёмной стороны. Не надеялась когда-либо произнести это вслух, но я буду с интересом ожидать их следующий альбом.