Семь лет ожидания приезда Rammstein в Санкт-Петербург и десять — выхода нового альбома. Неудивительно, что билеты распродавались с невероятной скоростью, а цены поднимались.
Так как я стала обладателем билета в зону Du hast, то приехала за восемь часов до концерта и увидела, что на каждом гейте уже собралась приличная очередь. К сожалению, надежды тех, кто был здесь с раннего утра, и моя в том числе, быть поближе к сцене рухнули, когда наш и соседние входы не могли открыть. Стюарт провозился с огромной связкой ключей, подбирая нужный к каждым воротам около 20 минут, и мы со слезами на глазах смотрели, как пробегают люди, которых впустили там, где такой проблемы не было. Потом долгий досмотр и «на старт, внимание, марш!». Прибежав, мы увидели, что ближняя зона и первые ряды второго сектора танцпартера уже заполнены. Остановившись и переведя дух, я стала рассматривать сцену. Грандиозные металлические конструкции напоминали то ли Барад-дур в стране Мордор, то ли машину Молоха из фильма «Метрополис». Атмосферно и впечатляюще.
Посетить концерт Rammstein — значит стать частью мрачно-фантастической Вселенной, пройти сквозь огонь и воду и выжить там. Их выступления поражают не только чувства, но и разум. Они ошеломляют и захватывают дух.
В качестве приглашенных музыкантов на малой сцене в середине зала выступил фортепианный дуэт из Парижа Duo Jatekok. Девушки исполнили композиции из альбома Rammstein-XXI-Klavier, который вышел ограниченным тиражом к 21-летию группы в 2015 году. Необычное начало концерта, но подходящее для того хмурого и холодного вечера. По окончании разогрева раздался мрачный голос, который попросил не снимать видео. И дело тут даже не в том, что телефоны будут мешать зрителям, а в том, что это станет спойлером и испортит сюрприз тем, кому только предстоит посетить это невероятное шоу.
Начинает играть «Музыка для королевского фейерверка» Г.Ф. Генделя, что очень символично, учитывая те спецэффекты, которые сопровождают выступление Rammstein, и экран с логотипом группы поднимается наверх будто флаг на флагштоке. Появляется барабанщик Кристоф Шнайдер, ударяет по тарелкам, и раздается взрыв. Черные густые клубы дыма заволокли небо. Казалось, что стадион был заполнен ядовитым газом — вот он, страшный новый мир. Начинается песня Was ich liebe. Стоит сразу же отметить наряды музыкантов, которые они будут менять на протяжении концерта: в начале на Кристиане Лоренце сверкал золотой зеркальный костюм, а Тилль Линдеманн был одет в плащ под змеиную кожу. Следующей прозвучала энергичная маршеобразная Links 2-3-4 с политическим подтекстом. Её создание — реакция на обвинения группы в нацизме. Песня говорит о том, что музыканты придерживаются левых взглядов. И эта основная идея была подкреплена экранами с логотипами группы, которые загорелись красным светом и стали походить на флаги левых политических организаций. Tattoo с нового альбома раскачала зал еще больше, и стало понятно, что безумие набирает обороты.
Взрыв фейерверков на сцене, и началась Sehnsucht. Тилль бил себя по колену, крутил головой в такт (фирменный жест, который фанаты называют «Молот Линдеманна»), и те, кто это видел, заводились еще больше. Девушки вокруг орали и не на шутку стали беспокоиться за свою жизнь. Перед моей любимой песней с нового альбома Zeig dich на экране появились черные капюшоны средневековых монахов, из которых текла кровь — это сразу напомнило о том, что песня изобличает лицемерие и греховность церковнослужителей. Два фальстарта на припеве Mein Herz brennt дали мощнейший толчок, чтобы на третий раз толпа заорала: «Mein Herz brennt!». На сцене вспыхнули красные прожекторы, а логотип группы на экране стал гореть и плавиться.
Во время исполнения PUPPE на сцене появилась гигантская коляска, а на экране — изображение уродливого ребенка, которое воспринималось как трансляция с камеры, закрепленной на голове Тилля. Это напомнило прием-почерк театрального режиссера Константина Богомолова. Во время припева коляска вспыхнула ярким пламенем, а черные конфетти, будто пепел сгоревшего ребенка, заполнили зал. Я ощутила дрожь по всему телу от того, что происходило на сцене и еще больше — от надрывного голоса Тилля. Казалось, что жуткая история стала реальностью. В начале Heirate mich на словах «Mann sieht ihn um die Kirche schleichen» Тилль обращался к трибунам и залу, что несвойственно для Rammstein, так как они мало разговаривают и контактируют с публикой в отличие, например, от группы Metallica. Это было немое обращение, чуть заметное взаимодействие. И вот настало время проникновенной и меланхоличной баллады DIAMANT, в которой глубина голоса Тилля раскрывается на фоне перебора электроакустической гитары. Песня дала отдых телу и ушам. Сцена погрузилась в темноту, а стадион превратился в удивительное пространство: десятки тысяч телефонных фонариков, будто светлячки, сверкали в темноте.
Короткая пауза, и гитарист Рихард Круспе в белом пернатом пальто поднялся на вершину центральной башни сцены, где начал играть диджейский сет — ремикс Deutschland. В это время остальные участники группы в костюмах с капюшонами и светодиодами исполняли техно-танец, создавая впечатление, что на сцену вторглись неоновые кибер-человечки. Первые аккорды оригинальной версии Deutschland, и в центре ближнего сектора танцпартера вспыхнул пиротехнический факел. «Все-таки получилось протащить фаер», — подумала я. Ритмичные гитарные риффы и пульсирующие звуки синтезатора в песне Radio заставили толпу прыгать и подпевать «Radio, mein Radio». Когда она закончилась, Тилль опустился под сцену.
На композиции Mein Teil Тилль выкатил на сцену дымящийся котел, в котором сидел клавишник Кристиан Лоренц, и обдавал его огнем, но тот оставался жив. Тилль решил на этом не останавливаться и продолжил стрелять в него из пушки-огнемета — толпа кричала и ужасалась. Такие покушения на жизнь нельзя оставлять безнаказанными, верно? Поэтому, когда Тилль закончил петь, Кристиан подбежал к нему сзади и столкнул фронтмена со сцены. Затем последовал хит всех времен — песня Du hast. Примечательно, что под ногами клавишника была беговая дорожка, и во время игры он постоянно двигался, вышагивая ритм. В середине песни звук полностью пропал, и фанаты акапельно выкрикивал «Du. Du hast. Du hast mich», слова эхом разносились по стадиону, и в этом было нечто пленительное. Но больше всего захватил дух трюк с фейерверком, который как выстрел промчался вперед, а потом назад над толпой людей. Нос учуял запах жареного, а струи едкого черного дыма слепили глаза. Во время Sonne уже казалось, что я стою посреди горящих нефтяных месторождений или в центре психоделически-кошмарного костра: пушки свирепо изрыгали пламя в небо, огонь обжигал лицо. «Может, как раз именно так и жарят грешников в аду?», — пришло на ум. В этой композиции чувствовалась вагнеровская мощь, которая так свойственна творчеству Rammstein, и в особенности альбому Mutter.
Основной сет закончился на Ohne dich. Эта медленная композиция привнесла особый оперный оттенок, навеяла легкую грусть и тоску. Самая чувственная и проникновенная песня Rammstein. «Ohne dich kann ich nicht sein, ohne dich. Mit dir bin ich auch allein (Ohne dich)». Участники группы поклонились, но все понимали, что это еще не конец.
Во время перерыва на экране показывали зрителей из зала, тем самым развеселив многих из нас, а потом попросили включить фонарики на телефонах. И вот группа появилась на малой сцене в середине арены, где совместно с Duo Jatekok исполнила прекрасную Engel. После этого музыканты отправились в плавание по толпе на трех резиновых лодках и вернулись на основную сцену, где их встретил Тилль Линдеманн с плакатом «Willkommen». Стало понятно, что сейчас прозвучит Ausländer — еще один хит с нового одноименного альбома группы. «Я люблю тебя», — ревела толпа, протягивая руки к Тиллю. Мощный, рубящий ритм Du riechst so gut заставил зрителей еще больше прыгать и бесноваться. Но самое впечатляющее было впереди.
Это занятие любовью Тилля Линдеманна с публикой во время композиции Pussy. Исполнение провокационной песни сопровождалось распылением на зрителей мыльной спермы из гигантского пистолета, про который Тилль сказал: «Это большой … ». Пенная вечеринка на метал-концерте — это невероятно! А потом в воздух вылетело огромное количество конфетти, полностью накрывшее первые ряды. Песня Rammstein стала кульминацией пиротехнического шоу. Огня, еще больше огня! На спине Тилля был прикреплен аппарат, который выстреливал огненными струями похожими на солнечные лучи, а гитары Круспе и Ландерса походили на огнедышащих драконов. «Ich will. Ich will. Ich will. Хочу … », — говорит Тилль. Взрывы фейерверков, пламя, которое рассекается металлическими плавниками центральной конструкции и становится похоже на огненные крылья — вот и подошло к концу фантастическое путешествие длиною в два часа.
«Спасибо большое, мы любим вас», — звучит со сцены. Музыканты уходят, и на экранах показывают, как они идут по зоне бэкстейджа, а Рихард Круспе закуривает сигарету. И вот мы уже видим, как Rammstein поднимаются вверх на балконе центральной башни, выше и выше, пока не скрываются за экраном, где становятся 3D голограммой. Взрыв, и они исчезают…
Сет-лист:
- WAS ICH LIEBE (RAMMSTEIN 2019)
- Links 2-3-4 (Mutter 2001)
- TATTOO (RAMMSTEIN 2019)
- Sehnsucht (Sehnsucht 1997)
- ZEIG DICH (RAMMSTEIN 2019)
- Mein Herz brennt (Mutter 2001)
- PUPPE (RAMMSTEIN 2019)
- Heirate mich (Herzeleid 1995)
- DIAMANT (RAMMSTEIN 2019)
- Deutschland (Remix by Richard Z. Kruspe)
- DEUTSCHLAND (RAMMSTEIN 2019)
- RADIO (RAMMSTEIN 2019)
- Mein Teil (Reise, Reise 2004)
- Du hast (Sehnsucht 1997)
- Sonne (Mutter 2001)
- Ohne dich (Reise, Reise 2004)
B-stage
17. Engel (with Duo Jatekok) (piano version)
Encore:
18. AUSLÄNDER (RAMMSTEIN 2019)
19. Du riechst so gut (Herzeleid 1995)
20. Pussy (Liebe ist für alle da 2009)
Encore 2:
21. Rammstein (Herzeleid 1995)
22. Ich will (Mutter 2001)
Благодарим концертное агенство NCA за предоставленную аккредитацию!