5-ого июня в Самаре состоялось долгожданное выступление Глеба Самойлова и группы The Matrixx. Музыканты приезжали в этот город полгода назад со своим классическим сольником, но в этот раз зрителей ждала весьма необычная встреча с любимой группой – большой концерт с симфоническим оркестром.
В 2016 году казалось, что концерты The Matrixx в сопровождении симфонического оркестра – это разовый эксперимент, редчайший эксклюзив для столичных зрителей. Сейчас же группа активно гастролирует с этой программой – в сет-лист, на радость поклонникам, добавились многие песни «Матрицы» (в том числе треки с альбома «Здравствуй»), оркестровки к которым сделал Владимир Елистратов. Вообще, концерт с симфоническим оркестром – это уникальная возможность услышать в необычной аранжировке композиции, которые практически не исполняются на обычных «электрических» концертах.
В этот летний вечер у входа в филармонию (которую обычно посещают девушки в длинных вечерних платьях и мужчины в дорогих смокингах) толпились люди преимущественно в чёрном обличии, с макияжем «смоки айс», черепами на одежде, цепями на шее и прочей готически-рокерской атрибутикой. Возможно, проходящих мимо самарцев удивляло это зрелище, но большая яркая афиша, стоящая на стенде у филармонии, среди нежно-розовых пионов, всё чётко объясняла: «5-ое июня. Глеб Самойлов. Хиты The Matrixx и Агаты Кристи». Всё понятно без лишних слов.
Удивительно, что выступление началось практически вовремя (задержка буквально на 5-10 минут!) – согласитесь, чудо для рок-концерта! Филармония практически полностью заполнена. Дирижёр и многочисленный состав Тольяттинского симфонического оркестра заняли свои места. Аплодисменты стихли, в зале воцарилась тишина в ожидании иной реальности. Начался концерт традиционно с увертюры – оркестр исполнил две композиции с альбома «Агаты Кристи» «Триллер»: «Весёлый мир» и, собственно, «Триллер».
Если электрические концерты The Matrixx сейчас представляют некую танцевальную программу, «дискотеку в аду», то концерт с симфоническим оркестром больше похож на театральное действие. К тому же, эти выступления проходят в сидячих залах, а там при всём желании особо не потанцуешь (охрана всё равно проводит вас на своё место). Такая камерная обстановка неизменно отсылает к тихой театральной атмосфере. Но кто сказал, что театр – это скучно? Современный театр – это вовсе не «драгоценная» пыль на реквизите и нудное прочтение классики. Посмотрите, например, на смелые и безумные перформансы «Гоголь-центра» («Theater is punk!» — уверенно говорят артисты театра Кирилла Серебрянникова).
Поэтому самарских зрителей в этот вечер ждал своеобразный готический спектакль, а в главной роли — актёры-музыканты, которые вовсе не играют, а по-настоящему живут на сцене.
Первая песня в сет-листе «Два корабля» — на сцене появляется Валера Аркадин, играя знакомую всем печальную мелодию на акустической гитаре. Вслед за ним вышел готический принц – Глеб Самойлов – зал молниеносно взорвался аплодисментами и восторженными криками. На мой взгляд, «Два корабля» — прекрасное начало для этого театрального действия. Весьма эффектно выглядит то, что группа не сразу предстаёт перед зрителями в полном составе – музыканты выходят на сцену постепенно. Всё внимание зрителей было приковано к солисту — зал превратился в абсолютный слух, пока Глеб рассказывал трагичную историю о капитане. Во время припева с другой стороны сцены вышла Станислава Матвеева – красивая и грациозная как чёрная пантера, с бас-гитарой Warwick в руках. Последним, возвышаясь над оркестром, занял свой пьедестал король ударной установки – Дмитрий Снэйк. «Потеpяли свое «я» два военных коpабля…», — вступают барабаны, вся группа в сборе и тут в полной мере чувствовалось богатство музыки и звука. Из-за ярко-синего освещения казалось, что сцену заполнило бескрайнее водное пространство. Скрипки звучали плавно и равномерно, словно безмятежные волны, укрывшие корабли и капитана. Не хватало лишь криков дельфинов, как в известном клипе на этот трек…
Допев, Глеб поприветствовал публику: «Здравствуй, Самара!». Взмах дирижёрской (волшебной?) палочкой и океан с погибшими кораблями превратился в «Москву-реку». Прелесть этой песни в том, что она звучит актуально в любое время года – и зимой в преддверии новогодних праздников, и в первые дни июня: «Это лето серого цвета море есть, но нет мечты. Солнце льётся на человека, всё — мертво, все — мертвы…».
«Спасибочки. Мы продолжим», — сказал Глеб Самойлов и зал филармонии, будто космический корабль, стал медленно погружаться в таинственные и далёкие звёздные недра (на мгновение показалось, что водное пространство предыдущих песен трансформировалось в разумный Океан планеты Солярис из знаменитого фантастического романа Станислава Лема). Ритмичные барабаны будто бы вели обратный (или всё же текущий) отсчёт времени. Думаю, зрители успели перенестись вслед за музыкантами в неземную реальность, по крайней мере, сам Глеб точно был уже не здесь…
Ощутив величие и красоту симфонического оркестра, я успела с грустью пожалеть, что из сет-листа в этом году исчезла «ХалиГалиКришна» (на столичных концертах песня стояла между «Москвой-рекой» и «Космосом») – в новой аранжировке она звучала гипнотически и зачаровывающее… Однако на самарском концерте «Космос» по своей глубине смог превзойти известный хит альбома «Опиум». Я увидела, что «Космос» — это невероятная квинтэссенция психоделики, экспрессии, мрака и чувства разъедающего изнутри одиночества. Молекулярные и нервные связи во время этой композиции рвутся или соединяются…
В кульминации трека Глеб вырвал микрофон со стойки и, подойдя к краю сцены, отчаянно кричал в своей «рычащей» манере: «Мрачно и скверно, ты ждёшь, наверно…», — это выглядело как гигантский взрыв во Вселенной – взрывались холодные звёзды, взрывался разум каждого сидящего в зале. Последнее в этих строках слово «меня» чувственно пропела Станислава — этот финальный штрих мягко сгладил эффект взрыва.
При прослушивании песен The Matrixx воображение рождает целую совокупность музыкальных образов. На живом концерте, а тем более в купе симфоническим оркестром, всё усиливается – вот синее освещение сменилось на красное, и снова возникают ассоциации с загадочной планетой Солярис, вращающейся вокруг двух солнц – красного и голубого. С каждой нотой зрителей уносило дальше и дальше из этого мира, но куда и какова будет конечная остановка – никому пока неизвестно.
Итак, зал озарился раскалённо-красным светом, а на сцене «завыл» ветер. «Ураган» — одна из самых эмоциональных песен, поэтому сердце бешено стучится и одновременно замирает в ожидании пугающе-личного откровения солиста. Здесь Глеб предстал человеком с удивительно живыми глазами, уверенно смотрящим в мёртвые глаза урагана. И, наверное, особо впечатлительным зрителям было бы проще закрыть глаза, отвернуться, чтобы не видеть эту смертельную агонию, но люди смело впились взглядом в сцену, на которой Человек бесстрашно сдирал с себя остатки кожи. Глеб во время исполнения рычал, цинично усмехался и размахивал микрофонной стойкой.
«Нету больше сказки, мама!», — только что резюмировал Глеб и следующая песня – «Жить всегда» — прекрасное подтверждение этому, возвращение из детских грёз в жестокую реальность. Могу сказать, что мне эта песня очень близка мировоззренчески, это личный манифест, который поразительно точно отражает настоящую жизнь. Беспокойные скрипки постепенно усиливали накал, а строки про «шестнадцатый этаж» звучали в этот раз как-то по-особенному, внутри всё холодело: Глеб проговаривал их с короткими паузами – паузами, в которых помещалась тонкая грань между жизнью и смертью. Поклонники хорошо знают, что в основе песни реальная история о самоубийстве, поэтому страшно представить, что чувствует Глеб, произнося эти слова…
Следующая песня — об убитой «Романтике», которая, как известно, умирала долго. Глеб пел на разрыв, что «эти самые люди» причастны к безжалостному убийству романтики.
После этого резко вступил оркестр с духовыми инструментами – снова трек из репертуара «Агаты Кристи». Казалось, что во время исполнения «Пули» в зал вот-вот полетят яркие искры от творившегося на сцене огня. Глеб очень эмоционально и даже с каким-то нескрываемым восторгом повествовал о пуле, которая «Представляете! Улетела в облака! Дуррра!».
«Сердце и печень» — дань одиночеству. Мелодичные скрипки звучали здесь как плачущее израненное сердце. Будет преступлением не отметить, что у Станиславы заметно улучшился вокал – он стал звучать более звонко и чисто, поэтому женского голоса в песнях «Матрицы» теперь гораздо больше и это добавило многим песням особой красоты.
Глеб: Спасибочки.
Валера: Самое время dance!
Глеб: Это танец по-английски.
Зал посмеялся, поаплодировал, а потом стал хлопать в такт Дмитрию Снэйку. Оркестр какое-то время молчит, звучит лишь бас и электрогитара. Неловко было сидеть в мягких креслах, когда тебя уже буквально гипнотизируют и как марионетку дёргают за невидимые нити, призывая: «давай, вставай, танцуй, танцуй со мной…». В конце песни оркестр «перекрыло» пронзительное соло Владимира Елистратова на трубе.
Таинственная магия симфонической музыки превратила «Секрет» в изысканный саундтрек к какому-нибудь триллеру или фильму ужасов. Во время вступления оркестра Глеб рычал, и это звучало не менее устрашающе, чем любимая многими версия «Дракула-микс». Строчки «любишь, любишь, любишь или нет» вместе с солистом зловеще шептал Владимир Елистратов – в слиянии с плачущими скрипками это усиливало ошеломительный эффект. Песня «Секрет» для меня когда-то открыла творчество Глеба Самойлова, поэтому лично я в момент её исполнения на концерте остро ощутила беспомощную чувствительность к этой музыке – новое звучание добавило каких-то животрепещущих, леденящих душу ноток…
Песня «В дверь стучат» — самая танцевальная (и самая быстрая) в этом театральном действии. Мерцающий свет в зале создавал эффект настоящего «психоделического диско».
Далее идёт (а точнее едет) трек «В такси». Здесь нельзя было оторвать ни на секунду взгляд от безумно артистичного Глеба и блаженно улыбающейся Стаси. «А я сюда вписался зря…», — поёт солист, клавишница смеясь, указывает на себя. В припеве уже Глеб не скрывал улыбку, восторженно рассказывая о том, что его везут домой… «О, Боже мой!» — что тут ещё добавить…
Следующий трек – медленный и чувственный «Нуар». Глеб снова загадочно улыбался – ведь он лучше всех знает, что «всё должно быть со смыслом, а смысл чист…».
«Ничего» в сопровождении оркестра зазвучала совершенно по-новому – нежно, красиво и тоскливо, но с какой-то ироничной улыбкой скрытой в самой музыке.
Дмитрий Снэйк на время покинул свой «трон», а Валера вышел на сцену с акустической гитарой – с первых же аккордов песни «Ненормальный» моё сердце защемило от боли. Оркестр высокой всеобъемлющей музыкальной волной накрыл сцену, а потом отступил и растворился как морская пена – ушёл на второй план, оставив в центре внимания монолог-откровение Человека.
«Понятно, что кайф не любому, но по-другому я не умею жить!», — с гордостью и вызовом бросил в зал слова Глеб, потом сбился и немного запутался в тексте, но это вовсе не испортило исполнения. К тому же, Станислава мгновенно выручила, проникновенно пропев строки за солиста – здесь было видно, что девушка находится на одной волне с Глебом, как и он проживает каждое спетое слово.
«Что там за небом, кто там за кадром
Вот то, что я хочу знать.
Есть одна мелочь: вся эта схема
Так честно умеет врать!»
Пропев с отчаянием эти строки, Глеб опустился на колени – и тут моё сердце упало на самое дно (ещё один манифест, близкий мне). В этот момент на сцене перед большим залом стоял маленький человек с обнажённой чистой душой…
После этой сугубо личной композиции в сет-листе идёт песня «Снайпер» — словно вылетевшая пробка от шампанского — зрители бурно встретили его на первых же звуках. Квинтэссенция огня и артистизма! Это выглядело как спектакль внутри спектакля. Глеб был дико экспрессивен, он вновь продемонстрировал блестящие и совсем ненаигранные актёрские способности – здесь просто надо было видеть каждый его жест, мимику…
Стася сменила бас-гитару на клавиши, на сцене раздался звук сирены – «С.С.». Единомышленники группы The Matrixx прекрасно знают, что название расшифровывается как «Серая слизь». В интервью Глеб говорил, что эта песня обо всех умирающих от рака. Удивительная особенность текстов Глеба Самойлова в том, что они необычайно многогранны – каждый слушатель увидит в них что-то резонирующее со своим мироощущением, страхом, внутренней болью. После прошлогоднего выступления, мне пришла мысль, что песню «С.С.» можно рассматривать с двух сторон: первая – смерть физическая; вторая – смерть духовная, нравственная. И то, и то – страшно. Раньше мне казалось, что оркестр должен усилить непередаваемую боль песни, но на концерте для меня он отошёл на второй план. Я не замечала величие симфонической музыки – остался лишь отчаянный крик Станиславы.
«Порвали мечту» — была подведением некой черты. Осознание справедливости каждого слова песни и слёзы… И невероятная музыка…
Глеб сказал, что следующая песня будет более жизнерадостная… На мой взгляд, «Здравствуй» – жемчужина концерта. Когда в 2017 году вышел альбом «Здравствуй», я сразу подумала, что этот трек бесподобно звучал бы в сопровождении симфонического оркестра, но я даже представить не могла, что это будет настолько прекрасно… Думаю, что в момент исполнения «Здравствуй» распахнулись скрытые двери восприятия… Мозг принимал электрический импульс песни — словно всплеск электрического напряжения во временном промежутке. Здесь чувствовалась вся невыразимая тоска, нервическая грусть и внутренняя сила.
Потом музыканты сыграли свою самую мажорную песню с оптимистичным названием «Никто не выжил» — симфонический оркестр однозначно добавил ей ярких красок. В куплете Глеб немного видоизменил свои строки: «Ещё война! Чё, все рады?», — звучало горько, страшно и, к сожалению, актуально. В финале композиции солист достал утиный манок, ставший уже неотделимым атрибутом каждого концерта, и продемонстрировал «крякающее» соло.
Далее последовал небольшой блок «агатовских» хитов. Раздался шум лопастей и на сцену совершил мягкую посадку «Ковёр-вертолёт», чтобы унести зрителей как можно дальше отсюда и дать возможность «заглянуть за…» (открывшиеся двери восприятия?). Радостно видеть искренние улыбки музыкантов: «Мама, это правда! Мама, я, прикинь, живой!», — обратился Глеб к Стасе. Для себя я отметила, что эта песня (неизменно звучащая на каждом концерте The Matrixx), в оркестровой аранжировке мне понравилась больше, чем в оригинальной версии. Симфоническое звучание достало с глубины таинственные свойства музыки, усилило психоделический эффект… Снова здесь вступил утиный манок, который после соло ещё и ворвался в строки песни: «мы [кря-кря], а вы ползёте, чудаки вы, чудаки!», — со свойственным артистизмом и жестикуляцией пел Глеб.
«Опиум для никого» с оркестром прозвучал по-настоящему волшебно! Гитарное соло будто разрезало музыкальное «шёлковое полотно», а сочетание скрипок и клавиш неизбежно вводило зрителей в транс.
На знаменитой песне «Как на войне» некоторые зрители (видимо, сильно ностальгирующие по «Агате Кристи») оживились и вырвались в проход между рядами, чтобы танцевать. Я взяла пример с Глеба и не обращала на них внимания. Меня очаровало мелодичное звучание скрипок в проигрыше, а также припев, спетый в три голоса – Глеб, Валера и Владимир.
Для финального аккорда этого концерта Валера снова вышел на сцену с акустической гитарой: «Подметём», — сказал он с улыбкой. Скрипки, звучащие в начале, добавили песне «Дворник» лёгкой мажорности – визуально они бы выглядели как проблески солнечного света на сером небе. Но вот после припева вступают духовые инструменты, звучащие тяжело и тревожно – солнце закрывают тучи – скрипки теперь печальны и минорны, как свист надвигающегося ветра. Музыканты снова пели втроём – сочетание их голосов было прекрасно!
Для меня это одна из самых близких песен легендарной «Агаты Кристи», однако люблю я её именно в исполнении The Matrixx. В недавнем интервью у Михаила Козырева на телеканале «Дождь», Глеб Самойлов сказал, что написал «Дворника» в 14 лет. У меня никогда не было сомнений в гениальности и таланте этого человека — я безгранично уважаю Глеба как личность, разделяю его взгляды и мировоззрение и по праву считаю самым честным, свободным, искренним и независимым рок-музыкантом. И во время «Дворника» я смотрела на Глеба как на человека «не отсюда» — гения из какого-то другого мира…
Закончив, музыканты поблагодарили зрителей и симфонический оркестр — зал долго и громко аплодровал группе. Есть ощущение, что нейронные сети в этот вечер оказались перенасыщенными и перегруженными музыкой – после завершения концерта в голове ещё долго звучали отголоски песен.
Перед этим концертом у меня были сомнения на счёт того, как пройдёт выступление главной (по моему субъективному мнению) рок-группы в стенах филармонии? Не поглотит ли камерная атмосфера силу и масштаб песен The Matrixx? Не подведёт ли звук? Но зал самарской филармонии оказался очень уютным, большим, но при этом совсем маленьким. Расстояния между рядами и сценой почти не было. Глеб – такой великий и далёкий – стоял запредельно близко к зрителям. Все видимые и невидимые границы стёрлись – осталась лишь музыка, боль и вселенская тоска.
Искренне восхищает необычайная самоотдача каждого музыканта! Валера, который на предыдущих концертах казался мне достаточно серьёзным, в этот раз излучал по-настоящему живительную энергетику. Дмитрий Снэйк на протяжении всего концерта гипнотизировал зрителей бесподобной игрой на барабанах. Красивая и талантливая Станислава к концу выступления даже потеряла голос… И Глеб буквально сгорал на сцене от своего собственного огня и заставлял гореть других («Гори, но не сжигай. Гори, чтобы светить…»).
Отмечу, что на самарском концерте Глеб был по-настоящему добр, много улыбался и благодарил зрителей практически после каждой песни. Пел он очень эмоционально и артистично! Просторная сцена позволила микрофонной стойке летать на протяжении всего вечера. Также важен был каждый жест, каждое движение, каждый взгляд Глеба… В них не было притворства и наигранности – всё было естественно и человечно!
Не секрет, что сейчас концерты рок-групп с симфоническим оркестром – довольно распространённое явление. На мой взгляд, у The Matrixx этот эксперимент – самый удачный. The Matrixx и симфонический оркестр – это настоящий синтез камерности и космоса. Все инструменты оркестра добавляют группе не напыщенности и искусственности, а драматизма, доведённого до крайности.
Сет-лист:
- Интро
- Два корабля
- Москва-река
- Космос
- Ураган
- Жить всегда
- Романтика
- Пуля
- Сердце и печень
- Танцуй
- Секрет
- В дверь стучат
- В такси
- Нуар
- Ничего
- Ненормальный
- Снайпер
- С.С.
- Порвали мечту
- Здравствуй
- Никто не выжил
- Ковёр-вертолёт
- Опиум для никого
- Как на войне
- Дворник
Текст: Елена Батарина
Фото: Наталья Блохина