Текст: Ольга Мельникова
Живое выступление музыкантов – это особый ритуал посвящения, после которого молекулярная решетка внутри тебя неизбежно примет иную структуру, потому что каждый концерт индивидуален и необычаен по-своему. Зависит это не только от самой очевидной и значимой категории – какая группа выступает, но важны также публика, эмоции, энергетика и даже сет-лист. Dream Theater — это как высшая математика, музыка для интеллектуалов, поэтому на их концерты люди приходят, чтобы послушать невероятные по своей музыкальности и виртуозности композиции и посмотреть, как любимые артисты отточено с легким налетом перфекционизма исполняют свои партии. В этот вечер все так и прошло: спокойно, без драк и трэша.
22 февраля Dream Theater выпустили четырнадцатый студийный альбом Distance Over Time и сразу же объявили о туре в поддержку релиза. Начало ему было положено 20 марта в Сан-Диего. До нас они добрались к лету и дали концерты 10 июня в Санкт-Петербурге и 11 июня в Москве. Закончится тур в Мехико 4 мая. Несмотря на то, что в одном из интервью Джон Петруччи говорил, что это не только тур в поддержку нового альбома, но и празднование 20-летия пятого альбома Metropolis Pt., и что часть вечера будет посвящена новому альбому, а другая старым песням, к нам они приехали с концертом под названием Dream Fest и сильно урезанным сет-листом: четыре песни с Distance Over Time, три с альбомов девяностых, две с пластинок нулевых и участница сборника Greatest Hit – энергичная и мощная As I Am.
Двери клуба открылись в 18:00, и примерно через час началось выступление первой группы. На разогреве было два коллектива — PuzzleWood и Reds’Cool, поэтому простояв два часа, желание увидеть на сцене Dream Theater было еще сильнее. И вот, в 21:15, под композицию Atlas группы Two Steps From Hell музыканты вышли на сцену.
Сразу же грянула Untethered Angel – заглавная песня с Distance Over Time. Рубящие гитары и мощные барабанные удары мгновенно взбудоражили толпу. По словам поклонников из Санкт-Петербурга, Джеймс Лабри был не в лучшей форме: накануне он отравился. Но в Москве он старался покорить слушателей своим обаянием и энергией. В перерывах между куплетами он ловко крутил и переворачивал микрофонную стойку, на которой был прикреплен череп с обложки нового альбома.
Следом прозвучала тяжелая и мрачная A Nightmare to Remember. Песня имеет трехчастную форму с экспозицией, разработкой и репризой. Первая и заключительная части сильные по эмоциональной окраске: тревожные и мрачные, в музыкальную ткань даже вплетается сирена скорой помощи. В тексте говорится об автомобильной аварии, в которую Джон Петруччи попал в детстве. Разработка более мягкая и лиричная, но при этом насыщена сменами ритма и прекрасным соло Джордана Рудесса, которое он исполнил, взяв кейтар и подойдя к краю сцены.
Перед следующей песней Лабри решил немного поговорить с публикой:
— Я был в трех местах в России — в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. У вас прекрасная страна, серьёзно! Она чертовски потрясающая! А Краснодар напомнил мне… Если вы когда-нибудь были в Калифорнии, наверху гор хрень такая (показывает рукой), и еще горы со снегом… Какого хрена я вам это все рассказываю? Какого хрена меня понесло в эту историю? Я вас задерживаю? В любом случае давайте послушаем песенку из нового альбома Distance Over Time, это Fall Into the Light….
Вступление в духе группы Metallica разогрело публику и немного раскачало. На мой взгляд, это одна из ключевых песен, так как она очень «гитарная», и услышать ее вживую было прекрасно. Джон Петруччи показывает себя здесь разнохарактерным: вступительный металл-рифф он придумал за кулисами, когда был в туре G3, и записав его, назвал «Cool Riff in E». Также здесь есть несколько скоростных пассажей тяжелых именно для правой руки. А в середине звучит мелодичная акустическая гитарная партия.
Гипнотическая и завораживающая Peruvian Skies погрузила в легкий транс, и, закрыв глаза, можно было медленно покачиваясь, насладиться звуковым потоком. Но мы же знаем, что все композиции Dream Theater — это сложный конструкт, поэтому через несколько минут настроение, темп и ритм совершенно меняются, и в голове снова всплывает что-то от Metallica.
Barstool Warrior — покорила лиричными и сверхмелодичными соло Джона. Наблюдая за его игрой и добрым взглядом, не можешь оторвать глаз. Он, подобно Микеланджело, высекающему из камня удивительной красоты скульптуру, извлекает из гитары каждую ноту так, что ее звучание пленяет твое сердце. Эта песня очень яркая по звучанию, и, по словам Петруччи, единственная с последнего альбома, которая отдает дань британской прог-музыке, влияющей на творчество Dream Theater.
In The Presence Of Enemies — Part I, с которой начинается альбом-эпопея Systematic Chaos — это пятиминутное инструментальное вступление и вокал Джеймса Лабри, повествующий о падших ангелах. Текст к этой песне написал Петруччи (и он здесь подпевает на бэк-вокале). Вдохновением для него стала манхва «Прист».
И вот наконец-то звучит композиция с альбома Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory — The Dance of Eternity. Это самая сложная и «прогрессивная» песня — размеры здесь меняются с невероятной скоростью. Потрясающее ощущение — наблюдать за музыкантами в этот момент. Каждый поражает своей техничностью и искусным исполнением. Этот трек всегда хочется показать другу, когда объясняешь, что такое прогрессив, и кто такие Dream Theater. Здесь воедино смешиваются металл, джаз и прог-рок.
Еще один хит прямиком из девяностых — Lie. Песня редко исполняемая на концертах, как и многие с альбома Awake. Поэтому было интересно услышать ее исполнение вживую. Lie отличается агрессивной и очень мощной подачей вокала, но, к сожалению, из-за болезни Лабри и технических неполадок (хоть звук и был достаточно неплох, учитывая специфику этого помещения, голос периодически пропадал, и был сильнейший перегруз) песня прозвучала не так, как ожидалось. Не хватило.
Настало время совершить путешествие в межзвездное космическое пространство с композицией Pale Blue Dot. По своей техничности, ритмичности и гармоничности она напоминает The Dance of Eternity, своего рода апгрейд или логическое продолжение. Эта песня сочетает в себе жесткий, маршевый ритм, фантастические риффы и головокружительные соло Рудесса и Петруччи.
Сногсшибательное исполнение As I Am под конец раззадорило толпу и зажгло огонь в глазах каждого. На припеве все хором подпевали Джеймсу «Take me as I am»! Людям было трудно стоять на месте или сидеть на балконах, все стали раскачиваться в такт и подпрыгивать. Блистательное гитарное соло, звучащее здесь, остается одним из величайших произведений Петруччи.
Вспоминая прошедший концерт, можно сказать, что каждый участник группы смог продемонстрировать свой уровень мастерства: это и фантастические соло Джона Петруччи, и стройные партии Джона Маянга, и феерические клавиши Джордана Рудесса. Было интересно наблюдать, как Майк Манджини с невероятной скоростью и точностью переходил от нижних томов к тем, которые находились над его головой. Ну а Джеймс Лабри приболел, поэтому чувствовалось его старание, но петь было непросто, к тому же он постоянно уходил за кулисы, когда наступало время инструментальных частей. Разочаровало отсутствие визуальной составляющей: не было экранов, сопроводительных видео, свет оказался достаточно простым. Поэтому ждем их в скорейшем времени с полноценным сет-листом и ярким представлением!
Сет-лист:
- Untethered Angel (Distance Over Time 2019)
- A Nightmare to Remember (Black Clouds & Silver Linings 2009)
- Fall Into the Light (Distance Over Time 2019)
- Peruvian Skies (Falling into Infinity 1997)
- Barstool Warrior (Distance Over Time 2019)
- In the Presence of Enemies, Part I (Systematic Chaos 2007)
- The Dance of Eternity (Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory 1999)
- Lie (Awake 1994)
- Pale Blue Dot (Distance Over Time 2019)
- As I Am (Train of Thought 2003)