«— Опишите себя в трех словах.
— Три слова — это, пожалуй, слишком много для меня.
Ну, пусть будет так: VERY FUCKING NICE».
Москва, 1 июня 2018 года. По всему городу, освещенному ярким летним солнцем, отмечается День защиты детей. На улицах слышится детский смех, лопаются воздушные шарики, в ГУМе длинные очереди выстроились за мороженым по 25 рублей. Среди всеобщей суматохи мощная фигура высокого байкера в черной коже смотрится своеобразно. По его сконфуженному лицу видно, что в такой обстановке он испытывает неудобства. Продираясь сквозь толпу, как через непроходимую чащу, в его сторону спешит мальчик лет 10-ти: в футболке с «Black Sabbath», фейковыми рукавами и выбритыми висками, сжимая в руке два эскимо, он пробивает себе путь при помощи браслетов с 2-х сантиметровыми наколками. Через несколько минут он вместе с отцом будет лететь на байке не на детский праздник, а на прощальный концерт Оззи Осборна, в этот день отгремевший в Олимпийском.
***
Князь тьмы привозит впечатляющий разогрев. Латиноамериканцы Contracorriente стартуют мощно и энергично: тяжелые треки-боевики следуют один за другим, вокалист Ахмед Алькантара не стоит на месте, к чему и призывает фанзону, которая распаляется сильнее от эффектных соло гитаристов. Беспрерывное взаимодействие с публикой и друг с другом, драйвовые песни с качественным хардовым звуком, эпатажные музыканты, приковывающие внимание — Contracorriente разносят вдребезги устоявшийся стереотип «Разогрев — г-но».
В 20.50 Олимпийский наполняется жидким дымом. Где-то за сценой слышатся угрожающие гитарные трели, а в глубине, за барабанной установкой, возвышается белый крест.
20.59 — гаснет свет. Волна шума поднимается по нарастающей и усиливается, когда на больших экранах постепенно вспыхивают огнем фото Оззи: сначала маленький мальчик, потом юный парень и наконец, великий Князь тьмы. Беспрерывные «All aboard!» и отрывки из песен, сопровождающие кадры с концертов разных лет сливаются в хаос — происходящее ускоряется вместе с музыкой, потом резко прерывается белыми буквами «Ozzy» на черном под угрожающую «O Fortuna» Карла Орфа.
В свете пульсирующих прожекторов, сопровождаемый самым ярким из них, Осборн появляется на сцене в блестящем фиолетовом кардигане: «Are you wanna go crazy? Let me hear Moscow go crazy!» — он взмахивает руками, требуя больше шума. Полученным результатом Оззи недоволен и начинает агитировать неистовее, после чего повелевает: «Let the madness begin!».
Сцена тут же вспыхивает разноцветными огнями, перед публикой предстают Закк Уайлд, Роб Николсон, Адам Уэйкман и Томми Клафетос. Начинается «Bark at the Moon» и дискотечно-гламурный кардиган слетает с плеч Осборна. Так начинается первое в России прощальное выступление легендарного Принца тьмы, который, по собственному признанию, отцом металла себя не считает: «Скорее всего, я его старший брат».
Концерт обходится без сентиментов и эксцентричных выходок: Оззи псевдо-старческой походкой идет к микрофону, опирается на него, легонько подпрыгивает, хлопает в ладоши и настойчиво требует от Олимпийского больше шума. После каждого трека он говорит короткое «Thank you», отпивает и сплевывает воду, объявляет названия следующих песен. У тех, кто повелся на старческие выходки Осборна и с тяжелым вздохом подумал, что «Оззи уже не тот», случается разрыв шаблона: во время «Crazy Train» Князь тьмы срывается с места и с бешеной энергией летит в один конец сцены, потом в другой, перед этим хорошенько окатив водой себя и первые ряды фанзоны.
Уайлд возвышается с правой стороны. Мощный, эффектный виртуоз, терзающий гитарные струны, скрывающий лицо за густой длиной шевелюрой, беспрерывно чередует гитары и широкой исполинской поступью проходится по сцене, время от времени меняясь местами с энергичным Николсоном, затянутым в черные скини с цепями.
Кульминацией становится долгоиграющая смесь из «Miracle Man», «Crazy Babies», «Desire» и «Perry Mason», во время которой Закк спускается к первым рядам фанки. Толпа концентрируется в том месте, где стоит гитарист. Молодые люди подхватывают девушек на плечи, отчаянно продираясь вперед, множество рук тянутся к Уайлду, но тот сосредоточен на гитаре: ставит ее к себе на колено, потом на плечо, вскидывается, на несколько секунд показывая брутальное лицо, и играет зубами.
В этот момент Оззи незаметно исчезает, а Николсон не упускает возможности покрасоваться на почти пустой сцене. К нему присоединяется Уэйкман, на протяжении концерта меняющий клавиши на гитару. Внезапно Олимпийский вздрагивает от громких барабанных залпов: Томми несколько минут «расстреливает» публику разнообразными ритмами, начиная медленно и тихо, с каждой секундой расходясь громче и быстрее.
На середине сетлиста Осборн представляет музыкантов, и «Zakk fuckin’ Wylde» срывает шквал бурных эмоций.
Выступление сопровождается грандиозным световым шоу: крест в глубине сцены вспыхивает разными цветами, горит огнем, разбивается на осколки, на черном фоне транслирует методично падающий белый снег. Лазерные лучи цветной паутиной накрывают зал — «Mama, I’m Coming Home» открывает энкор, на который Оззи выходит почти сразу после основной части сетлиста.
«Paranoid» заканчивает последний московский концерт Князя тьмы. А действительно ли последний?
«Я люблю вашу страну и с удовольствием приеду сюда еще раз!», — скажет он днем ранее и подпишет свою именную звезду в Vegas Крокус Сити.
Сетлист:
- Bark at the Moon
- Mr. Crowley
- I Don’t Know
- Fairies Wear Boots
- Suicide Solution
- No More Tears
- Road to Nowhere
- War Pigs
- Miracle Man / Crazy Babies / Desire / Perry Mason
- Shot in the Dark
- I Don’t Want to Change the World
- Crazy Train
Энкор:
- Mama, I’m Coming Home
- Paranoid
Фото: Ross Halfin