Четверть века назад Nirvana и Red Hot Chili Peppers выпустили прославившие их пластинки Nevermind и Blood Sugar Sex Magik. Самый повод вспомнить, а для кого-то и узнать, как шла работа над этими легендарными вещами.
Летом 1989 года вышла дебютная запись Bleach, однако для Sub Pop, крупного звукозаписывающего лейбла в Сиэтле, это был очередной альбом, который подогревал подростковую агрессию за счёт своего расстроенного и тяжелого звучания. Курт начал искать что-то новое для своей будущей музыки. И нашёл. Вдохновившись любимыми колледж-рок группами, The Pixies и поп-музыкой, Nirvana приступила к работе над следующим лонгплеем. В 1990 году Sub Pop выпустил трек Sliver, который очень четко характеризует новизну звучания группы в период Nevermind.
«[Sliver] была своего рода уведомлением. Мне необходимо было сочинить песню в стиле «поп» и выпустить её в виде сингла, чтобы подготовить аудиторию к подобному звучанию в дальнейшем. Мне всё больше хотелось писать подобную музыку». К. Кобейн
Встреча американской гранж-группы с продюсером Бутчем Вигом в апреле 1990 года оказалась судьбоносной. На собственной студии Бутча Smart Studios в штате Висконсин они приступили к работе над новым материалом. Именно тогда на свет появились треки Polly, Breed, Lithium и Stay Away. На момент, когда записывали Lithium, в группе начались трения. Кобейн срывал голос на этой песне, а игра Чэда Ченнинга, который на тот момент был драммером Nirvana, удовлетворяла далеко не всех. Запись временно приостановили, и после окончательного расставания с Вигом в группу приняли нового барабанщика, Дэйва Гроула, успевшего поиграть в популярной вашингтонской группе Scream. По словам Криста Новоселича, басиста Nirvana, однажды они выступали вместе с командой Дэйва на одной сцене, игра Гроула им понравилась. После распада Scream Дэйв позвонил Новоселичу. Всё шло, как по маслу.
Музыканты решили поменять лейбл и нашли Geffen Records. Бюджет альбома составил $ 65 000, и ребята по такому случаю выбрали в качестве звукозаписывающей студии Sound City Studios в Калифорнии.
Примечательно, что запись инструментальной части альбома произошла колоссально быстро — каждую песню играли всего по 2-3 раза. Но тексты песен не всегда приходили сразу. Кобейн считал, что музыка первичнее текста. Немалую роль сыграли жизненные обстоятельства на вербалику песен Курта — после расставания с Тоби Вайл Кобейн интенсивно взялся за лирику, которая целиком посвятил бывшей девушке.
После официального релиза Nevermind 24 сентября 1991 года последовали выпуски синглов, каждый из которых принёс Nirvana неимоверный успех: Smells Like Teen Spirit, Come As You Are, Lithium, In Bloom. Несмотря на уход из группы Чэда Чэннинга, на альбоме можно найти трек, где осталась запись его драм-партий. Это трек Polly.
Возрастающая популярность и ошеломительный успех пугали Кобейна — он боялся стать скучным. Он считал, что ему необходимо оставаться невротичным, чтобы создавать странные вещи, приковывающие внимание. Судя по дискографии Nirvana, едва ли фронтмен группы собирался терять свою уникальность.
Перед появлением на свет пластинки Blood Sugar Sex Magik RHCP успели насладиться позитивными отзывами на свой предыдущий релиз Mother’s Milk. Казалось, ребята были на волне успеха. Однако, не всё так было уж и просто.
Как и Nirvana на тот момент, группа пустилась в поиски нового лейбла, EMI их не устраивал. Дорога вела к лейблу Warner Bros., а именно к Рику Рубину. Рик снял для музыкантов дом на голливудских холмах, где некогда проживал американский иллюзионист Гарри Гудини. Казалось, продюсер знал толк в создании творческой атмосферы — особняк был невероятно большим, у каждого из Red Hot Chili Peppers была собственная комната, работать над музыкой можно было часы напролёт. В течение месяца ребята жили и играли в особняке, а Рик каждый день навещал их, чтобы оценить прогресс работы и помочь в случае необходимости.
Несмотря на кажущуюся идиллию, между участниками группы портились отношения. Вокалист RHCP Энтони Кидис не признавал гедонистический стиль жизни, которому так охотно следовали басист Фли и гитарист Джон Фрушанте, и дистанцировался от них. Против наркотической зависимости Фли и Фрушанте изначально был настроен и Рик Рубин.
Что касается звучания альбома, он вобрал в себя наследие предыдущего творчества группы — а именно тяжесть Mother’s Milk и смесь панка и фанка, столь любимая Фли, Кидисом и Фрушанте. Фли на этой пластинке решил играть намного проще, как он объяснил, чтобы «было больше пространства, которое можно заполнить чем угодно».
Подобно Nevermind, альбом был с воодушевлением принят аудиторией, в особенности после выхода сингла Give It Away — инструментальные партии которой взяты из бывшего сайд-проекта Фли и Фрушанте H.A.T.E. Сингл Under The Bridge внезапно для музыкантов также стал популярным. Они не считали трек гениальным, а скорее просто «клёвым и душевным». Помимо них на радио позже стали крутить и другие композиции: Suck My Kiss, Breaking The Girl, If You Have To Ask.
В определённый момент Джон Фрушанте был вынужден покинуть группу. На фоне растущей популярности коллектива и своей наркотической зависимости у музыканта обострилась депрессия. Он уже не с таким энтузиазмом выступал на сцене, а на Saturday Night Live в 1992 году был настолько не в себе, что всем стало понятно — Джон больше не может играть в группе.
В апреле 1992 года пластинка Blood Sugar Sex Magik обрела статус платиновой, и на настоящее время зафиксировано 7 раз, когда этот статус снова и снова подтверждался. Напомним, что не так давно RHCP выпустили новый лонгплей The Getaway. А несколько недель назад музыканты представили видео на сингл Go Robot с нового альбома.