Традиционно осень оказывается богата на интересные релизы, и 2019 год не стал исключением. Октябрь был не менее щедр на интересные новинки, чем его предшественник. Поговорим о десяти самых заметных альбомах: не в формате классического топа, хотя в этой десятке есть явные фавориты.
Norma Jean — All Hail
В Norma Jean не приходится разочароваться. Вот и сейчас, в топе это было бы первое место с большим отрывом. Группа достойно пережила капитальный ремонт состава после ухода четырех музыкантов, оставив вокалиста Кори Брэндана и гитариста Филиппа Фарриса в качестве двух постоянных участников. Очевидно, вливания свежей крови по-прежнему позволяют группе создавать материал, оставляющий коллег по жанру на полголовы позади. Каждая композиция буквально нашпигована идеями, но финал альбома — трек Anna, написанный под влиянием потрясения от смерти фанатки — стал неожиданно откровенной и глубокой историей для Norma Jean. И если к концу акустического аутро The Mirror and the Second Veil вы не рыдали, то вам не досталось ушей либо души.
Сёстры — Назвать, обнять, попрощаться
Максим Тесли и Вова Седых в формате проекта «Сестры» стали злее, громче и откровенней, чем мы привыкли слышать в экзистенциальном рэп-творчестве дуэта «Он Юн». Грязные шумные гитары, надрывный речитатив Макса, глубоко личная лирика гораздо больше роднят «Сестёр» с «Щенками» Тесли и Феликса Бондарева. Стало меньше интеллигентской рефлексии, куда больше эмо-панка на разрыв связок, сердца и танцпола. Полный поэтических отсылок, животных эмоций, невозможной искренности — пока это самый честный, отчаянный и энергетически заряженный русскоязычный альбом, который я слышала в этом году.
Leprous — Pitfalls
Первое же чувство, которое вызывает новая пластинка Leprous — острое разочарование. От норвежцев по-привычке ждёшь экспериментального прог-метала, но его здесь нет и в помине. Это абсолютный бенефис Эйнара Сольберга как вокалиста и поп-звезды. Почему же альбом в топе? Потому что иногда надо сделать над собой усилие и выбросить на помойку все рамки и ожидания. Как арт-поп релиз абсолютно прекрасен! Leprous зашли на совершенно иное, чуждое поле и с блеском выиграли свою партию на нём.
Jinjer — Macro
Третья полноформатная пластинка украинской грув-метал группы Jinjer окончательно сделала их заметными не только на локальной, но и международной сцене. Сложно сказать, что альбом отличается особым кардинальным новаторством, но то, как изобретательно ребята подходят к написанию треков и экспериментам со стилями, очень воодушевляет. В Judgement (& Punishment) находится место и дженту, и готике, и регги, а русскоязычное вступление в Retrospection отсылает к фолковым мотивам. Релиз интересно переслушивать раз за разом, подмечая всё новые отсылки.
Sunn O))) — Pyroclasts
Дроун-дум-метала много не бывает, а тем более дроун-дум-метала от Sunn O))). Записанный в течение той же сессии со Стивом Альбини, что и вышедший в апреле Life Metal, новый релиз продолжает идеи предшественника. Новая пластинка была сделана как часть регулярного упражнения, в рамках которого группа записывала 12-минутный модальный дрон в начале или в конце дня записи. Минималистично, элегантно, с полным погружением в медитацию.
Floating Points — Crush
Для поддержания мировой гармонии и душевного баланса в плейлисте всегда должен быть «типичный альбом от Ninja Tune.» В октябре нам досталась отличная пластинка от Сэма Шепарда, английского музыканта и нейробиолога. Шеппард весьма дотошный парень, и его внимание к деталям делает альбом одной из наиболее выдающихся работ октября на электронной сцене. Лонгплей потрясающе мелодичен даже в самых безумных и хаотичных моментах звукового коллажа.
Спасибо — Спасибо
Группа «Спасибо» давно стала одним из флагманов российской нео-психоделики, но ни одна из их записей не отражала в должной мере ни концепцию, ни звучание, ни органику банды. На этом лонгплее что-то подобное сделать удалось, хотя и не на 100%, но альбом «Спасибо» уже может дать какое-то представление о коллективе для тех, кто никогда не нарывался на них вживую. Уже большая победа!
Dernière Volonté — Frontière
Возвращение француза Geoffroy D дарит нам всё, что мы хотели от этой пластинки: лёгкие ироничные биты винтажной электронной музыки, олдскульный электропоп c французским шармом, cold wave и military pop. Задумчивый, тревожный, неоднозначный. Альбом как минимум на половину состоит из хитов, на вторую половину — из меланхолии, апатии и подавленной агрессии. Идеальный осенний саундтрек для крестового похода внутрь самого себя.
DIIV — Deceiver
DIIV в 2019 году вернули нам все лучшие традиции шугейза от Slowdive до My Bloody Valentine. Гораздо более минорный, мрачный, исполненный рефлексии, чем прошлый релиз, Deceiver кажется тёмной тенью своего предшественника. Это не то, что все привыкли слышать от задорных, дерзких и динамичных парней из Бруклина. Создаётся ощущение, что эта работа вышла более зрелой, глубокой и честной.
Alcest — Spiritual Instinct
На протяжении всей карьеры blackgaze от Alcest мечется между блэком и поп-музыкой, достигая своего катарсиса на этом релизе. Шестой альбом французского дуэта посвящён внутренней борьбе, поискам света в темноте собственной души. Удивительно, как при таких заявках им по-прежнему удаётся не скатиться в китч и мелодраму. Тоска, романтическая боль, красота и тонна личных переживаний в лучших традициях Alcest.