Прошло ровно три месяца с мировой премьеры фильма «Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда» — второго фильма-приквела вселенной Гарри Поттера, но разговоры о нем не умолкают до сих пор.
Получив 48 миллионов фунтов стерлингов в первые выходные проката, (для сравнения, его предшественник — «Фантастические твари и где они обитают» взял за тот же период времени 57 миллионов фунтов) фильм рискует стать самым слабым во всей киновселенной, а неугасающие споры вокруг него и вовсе не добавляют выигрышных очков.
Давайте попробуем разобраться, как кино о волшебных зверюшках умудрилось собрать в себе столько противоречий на почве совершенно разных социальных проблем.
Кастинг Джонни Деппа
Еще в ноябре позапрошлого года режиссеру Дэвиду Йейтсу впервые пришлось защищать фильм от негативной реакции, которая с тех пор только набирала обороты. В августе 2016 года Депп и его бывшая жена Эмбер Хёрд урегулировали дело о домашнем насилии, в котором она утверждала, что актер подверг ее физическому и эмоциональному насилию во время брака.
Отвечая на эти обвинения, Йейтс сказал Entertainment Weekly:
«В настоящее время существует проблема, когда многочисленные жертвы обвиняют в чем-то одного человека, и это убедительно и пугающе. Что касается Джонни, то какое бы обвинение ни было, оно не соответствует тому человеку, с которым я работал. Депп полон порядочности и доброты. Это больше не несет анализа. Это мертвая проблема».
Но фанаты не посчитали это «мертвой проблемой».
Актер Эзра Миллер, который играет Криденса Бэрбоуна, позже заявил, что ни с кем из актеров не консультировались по поводу появления Деппа в фильме, а попытка Роулинг отстоять это решение взбесила ее поклонников в Твиттере:
«Наблюдать за тем, как во франшизу, которая действительно спасла мою жизнь в детстве и дала мне место, в котором я могла надеяться на безопасность и справедливость, проникает человек, представляющий то самое зло, от которого я скрывалась – душераздирающе» — лишь одна из немногих цитат из твиттера по этому поводу.
Что ж, большая сила несет за собой большую ответственность, Джоан.
Во всей это истории интересно еще то, что на постерах « Преступлений Грин-де-Вальда» Джонни Депп изображен спиной к камере, и многие расценили это как смущение из-за выбора ведущего актера даже членов маркетинговой команды.
Происхождение Нагайны
В книгах о Гарри Поттере у плохого парня Волдерморта есть массивная, ужасающая змея, известная как Нагайна. В этом последнем приквеле мы встречаемся с Нагайной в ее человеческой форме. Персонажа играет южнокорейская актриса Клаудия Ким, и этот факт заставил некоторых поклонников маркировать фильм как «расистский».
Один из фанатов написал в твиттере:
«Джоан Роулинг продолжает выступать по поводу проблем расизма, но почему-то люди используют Нагайну (змею с именем на хинди), как женщину из Восточной Азии, которая является покорным питомцем у самого злого белого человека во вселенной».
Вопросы подобного рода преследовали Джоан Роулинг в течение некоторого времени, и она в свою очередь ответила на обвинения в Твиттере, написав:
«Наги — змееподобные мифические существа индонезийской мифологии, отсюда и название «Нагайна». Иногда их изображают крылатыми, иногда наполовину человеческими, наполовину змеями. Индонезия включает в себя несколько сотен этнических групп, включая яванцев, китайцев и бетави».
Но в Твиттер остался непреклонен: змея – это расизм.
Ориентация Дамблдора
В 2007 году, после выхода книги «Гарри Поттер и Дары смерти», Джоан Роулинг сказала толпе из двух тысяч человек, что Дамблдор на самом деле гей. Это был возможно первый случай, когда Роулинг раскрыла некоторые, не оговоренные в книгах, черты персонажа. Спустя время она стала регулярно делать это в твиттере, вызывая восторг фанатов, получающих новые и новые факты о любимом мире. Но спекуляции по поводу ориентации Дамблдора продолжаются даже спустя столько лет. В фильме отношения Дамблдора и Грин-де-Вальда лучше всего описываются как «интенсивные и противоречивые». Когда кто-то говорит: «Вы были также близки, как братья», Дамблдор отвечает: «Мы были ближе, чем братья». Позже Грин-де-Вальд говорит страстную речь, в которой хочет, чтобы люди «жили открыто» и «любили свободно». Упор для большинства зрителей сделан скорее всего на отношения между волшебниками и немагами (простыми людьми), но кто знает, может это скрытая сексуальность Грин-де-Вальда отчасти заставляет его быть таким ублюдком? Увы, остается теряться в догадках, потому что эти намеки настолько несущественны и прозрачны, что многие комментаторы критиковали фильм за уклонение от подтекста, который мог бы сделать его довольно интересным и потенциально даже прогрессивным.
Например, Американское издание Vanity Fair пишет:
«Хуже всего то, что фильм пытается совместить несовместимое. Он бросает фанатам несколько костей, ссылаясь на отношения этих двух персонажей, но Дамблдор, похоже, не желает или не может признать, что отношения эти были романтическими».
Вопрос в том, не может ли это сам персонаж, или все таки сценаристы, говорящие за него под давлением общественного мнения?
Джуд Лоу, исполнивший роль молодого Дамблдора, комментировал вопрос о том, стоит ли его персонажу открыто заявить о своей ориентации, словами:
«Я думаю, что мир готов к этому, и даже если это не так, то несомненно должно стать таковым».
Можно посчитать все это лишь придирками скрупулёзных недоброжелателей, если бы не последнее, и возможно самое весомое «Но»:
Проблемы сюжета
Джоан Роулинг — не сценарист. Это не обвинение, это факт. Ее книги не пользовались бы такой невероятной мировой популярностью не будь у нее литературного таланта, но в этом-то и дело. Она писатель, а не кинодел. И наблюдая за сценарием «Фантастических тварей» становится ясно, что ей нужна помощь. Диалоги порой неуклюжи, шутки терпят наудачу, а персонажам приходится махать волшебными палочками (в прямом и переносном смысле), чтобы выходить из сложных ситуаций. В некоторых моментах кажется, что в фильме отсутствуют фрагменты, а в других сцены явно затягиваются. Хочется обратиться к первоисточнику в виде книги, но первоисточника нет. Все это запутывает сюжет, не позволяет зрителям полностью окунуться в мир фильма, заставляя напряженно следить за действиями персонажей в попытках разобраться что к чему и уловить хотя бы главную суть в калейдоскопе меняющихся событий.
Британский кинокритик Питер Брэдшоу, писал:
«Я не мог не почувствовать, что темп повествования немного затруднен, и что мы застреваем во многих новых деталях. Да, фильм бросает в нас множество поворотов сюжета, громких звуков и многоцветных магических вспышек, но редко возникает действительно сильное напряжение, чувство приключения или какое-то настоящее сопереживание. Появляется ощущение, что вы смотрите за шахматной партией, где одну фигуру передвигают вслед за другой».
Итог: «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» — фантастически спорные, но контракты еще на три фильма уже подписаны, и остаётся только надеяться, что создатели учтут все предыдущие ошибки, прислушаются к порою небезосновательным выпадам фанатов и сохранят волшебство, которое годами создавали для нас приключения Мальчика-Который-Выжил.