Спустя 50 лет после легендарного фестиваля, вошедшего в историю как «три дня мира и музыки», и 20 лет после последнего, на котором «музыка умерла», Woodstock возвращается в 2019-м!
Несмотря на то, что еще в 2014-м году Майкл Лэнг, промоутер, организовавший первый Woodstock, в интервью Rolling Stone заявил, что он размышляет над тем, как провести пятидесятилетие фестиваля, общественность не восприняла всерьез возможность его возрождения.
Но теперь сомнений не осталось: британский журнал Campaign Live сообщил дату мероприятия: 16-18 августа 2019 года, также стало известно место проведения — нью-йоркский центр искусств Бетел-Вудс, и даже некоторые участники. Например, Карлос Сантана, карьера которого стала стремительно развиваться именно благодаря фестивалю 1969-го года. По неподтвержденной информации, ожидаются Pearl Jam, Foo Fighters, Bon Jovi и The Who, а образовательные музыкальные конференции TED уже официально анонсированы.
В преддверии этого события вспоминаем, чем был Woodstock в 1969-м и размышляем, чем он может стать сейчас.
В 60-е в США проводилось огромное количество рок-фестивалей, соревнующихся между собой в масштабе и звездности состава участников, но в историю вошел именно Woodstock. Казалось бы, предельно слабая организация, — мероприятие в течение всей подготовки находилось под угрозой срыва, не впечатляющий для того времени лайн-ап, — ведь никто не ожидал такого количества музыкальных перформансов, которые теперь считаются легендарными. После Парижской Весны 68-го можно было предсказать, что Woodstock сыграет важную социальную роль, но предположить, что с этого фестиваля начнется сексуальная революция, никто не мог.
Совершили переворот массового сознания молодые представители среднего класса. Юношам и девушкам из благополучных семей оказалось невыносимо жить в условиях тогдашнего политического курса США. Грандиозный научно-технический прогресс и война во Вьетнаме, просвещение и бум наркотиков — декорации, в которых разыгрывалась драма их поколения. Своим оружием в борьбе с мироустройством, которое себя дискредитировало, они выбрали любовь. А, как известно, транслировать идеи наиболее продуктивно можно при помощи музыки.
Образ тех молодых людей, хиппи, который сейчас используется в поп-культуре, далек от реальности. Едва ли «впавшие в нирвану» безразлично-доброжелательные босоногие ребята, вселенная которых ограничена облаком сиреневого дыма, озаботились бы теми проблемами, о которых заговорили настоящие хиппи. Woodstock — модель мира, который они стремились создать. И почти смогли.
Но война не заканчивалась, государственная машина продолжала давить все, что им было важно и дорого, а кумиры, их голоса, трансляторы, умирали один за другим.
С организацией того самого Woodstock возникло огромное количество проблем. Вольнодумная молодежь, собранная в одном месте в огромном количестве, не сулила городским властям ничего хорошего. Поэтому провести фестиваль там, где предполагало название, не удалось.
Новое место нашлось благодаря приятелю одно из организаторов Сэму Ясгуру, который уговорил своего отца сдать в аренду их ферму – шесть гектаров земли в Бетеле, в двух часах езды от Нью-Йорка и 40-ка милях от Вудстока.
Жители Бетела изначально встретили фестиваль волной протестов, но уже на второй день хиппи настолько очаровали местных, что ни о каком негативе речи быть не могло. В фильме «Вудсток. Три дня музыки и света» горожане говорят, что рады гостям, но в шутку называют их «уродцами». «Уродцы», кстати, над этим дружелюбно посмеивались и совсем не обижались.
Лайн-ап легендарного фестиваля сложно назвать блестящим, если обратиться к реалиям 69-го года. Большинство кумиров молодежи того времени отказалось от участия: The Beatles были погружены в свои внутренние проблемы, Боб Дилан не мог оставить больного сына, Фрэнк Заппа и The Doors были уверены в провале мероприятия из-за организации, которая, даже по меркам «детей цветов», оставляла желать лучшего.
Не хватало запасов воды, еда полностью отсутствовала, остро ощущалась нехватка туалетов, дорога была заблокирована пробкой, территория никак не охранялась, вследствие чего прибыло невероятное количество безбилетников — вместо ожидаемых 200 000 человек — 500 000. От провала, если не от трагедий, антивоенный фестиваль спасла армия США: военные, узнав о проблемах Woodstock, бесплатно доставили вертолётами провизию и врачей.
Но с погодой даже армия при поддержке церкви не смогла бы справиться. Grateful Dead играли свой сет под проливным дождем при свете молний, их аппаратура сгорала от перепадов напряжения . О толпе, стоящей в грязи, говорить уже не приходилось, когда музыканты буквально рисковали жизнью. Из-за постоянных технических неполадок и ожидания улучшения условий, сбился график выступлений.
Хэдлайнеры Creedence вышли на сцену глубокой ночью и играли для спящей публики. Между тем, если бы они не согласились участвовать, то не согласился бы никто. А едва ли музыканты влились бы в эту авантюру, если бы знали, что их ждет. Еще меньше повезло Джими Хендриксу, который должен был выступать перед толпой в полмиллиона человек вечером воскресенья, а выступил для двадцати тысяч оставшихся утром в понедельник.
Однако нельзя принижать музыкальное значение Woodstock. Музыканты, которых мы сейчас называем великими, раскрылись именно на этом фестивале.
В 69-м году организаторы делали ставку на Джоплин и Jefferson Airplane, а теперь уже легендарного Сантану на тот момент мало кто знал. Его карьера пошла в гору после Woodstock.
The Who в последний момент согласились участвовать. Их статус хэдлайнеров был скорее формальным, потому что настоящий успех к ним пришел после выступления, в конце которого музыканты разбили свои инструменты (впервые!). Напомню, что незадолго до Woodstock The Who выпустили первый концептуальный альбом в истории рока, величайшую пластинку Тоmmy.
А выступление Джими Хендрикса до сих пор считается главным гитарным перформансом за все время существования инструмента.
Но главное, что дал миру Woodstock лучше всех выразил владелец фермы, на которой проводился фестиваль: «Я фермер, я не умею выступать перед зрителями, перед таким большим собранием людей, как это. Это самая большая группа людей, когда-либо собиравшихся в одном месте. Но кроме этого, важная вещь, которую вы доказали миру – это то, что полмиллиона детей – и я называю вас детьми, потому что у меня есть дети, которые старше, чем вы – полмиллиона молодёжи может собраться и иметь три дня веселья и музыки, и не иметь ничего кроме веселья и музыки, и благослови вас Бог за это!».
Cнова провести три дня веселья и музыки человечеству не удалось.
На последнем Woodstock, в 1999-м году, было установлено рекордное количество драк и изнасилований, а во время выступления Red Hot Chili Peppers из-за безалаберности зрителей начался пожар.
Возможно, именно Woodstock-2019 сможет дать миру любовь, в которой он так нуждается. Обстоятельства нашей жизни очень напоминают те, которые окружали поколение первого фестиваля: технический прогресс и войны по всему миру, постоянное внешнеполитическое напряжение, продолжающиеся ограничения свободы и нарушения прав человека. И молодежь, мечтающая это изменить.
Даже если Woodstock-2019 в 2019-м не перезапустит общественное сознание, его миссия – музыка и веселье – будет выполнена. Люди смогут почувствовать себя счастливыми и причастными к созданию собственного счастья. В обычной жизни нас стесняет огромное количеством правил и условностей, а нарушения, пусть даже символические, помогают восстановиться и пережить новый сезон рутины. Любой фестиваль противопоставлен обыденности.
Кроме этого, на новый Woodstock возлагают большие надежды в вопросах толерантности и объединения, в котором заключается главная сила музыки. Любовь к кумирам, энергия от песен, азарт от масштаба и сознание того, что все люди равны и очень похожи, переполнит всех причастных, а они уже своими эмоциями смогут зарядить мир.