В 1964 году в пабе на северо-западе Лондона ритм-энд-блюзовая группа The High Numbers, которая вскоре поменяет название на the Who, отыгрывала свой мощный концерт. Один из гитаристов, долговязый Пит Таунсенд, в пылу игры подбросил свой инструмент повыше, но раздался характерный хруст — он случайно сломал гитару о низкий потолок. Пит не растерялся и начал крушить гитару об пол до тех пор, пока она не разлетелась на мелкие куски. С тех пор первобытное разрушение стало своеобразной визитной карточкой the Who и полностью культивировало этот процесс среди других музыкантов: его земляк, фронтмен группы Muse Мэттью Беллами, в 2010 году даже оказался в книге рекордов Гиннеса по количеству разбитых гитар в рамках тура в поддержку альбома Absolution (целых 140!) .
Сегодня основатель и лидер the Who, разрушитель гитар и сонграйтер Пит Таунсенд празднует свое 74-летие. Его творческая деятельность в составе the Who началась в далеких 60-х, но даже сегодня продолжает вдохновлять музыкантов по всему миру. Предлагаем вашему вниманию список некоторых из них.
Эдди Веддер
Известным почитателем и ценителем the Who является фронтмен Pearl Jam Эдди Веддер.
Ему было всего 9, когда няня в отсутствие родителей включила на полную катушку альбом the Who «Who’s Next». В тот день вместе с окнами задрожал внутренний мир Эдди Веддера. Он впервые ощутил, что такое агрессивный разрушительный рок-н-ролл, обладающий душой.
«Я дерзну сказать за всех поклонников: the Who безмерно обогатили мою жизнь. Больше всего меня поражает то, как они пробили каждую дверь рок-н-ролла, оставив за собой лишь щебень и крохотное поле для наших собственных экспериментов».
Уэйн Койн
The Who открыли дверь во что-то неизведанное и для вокалиста The Flaming Lips.
В 1976 году Уэйн побывал на концерте британцев в конференц-центре Myriad Gardens в Талсе. Будучи 15-летним мальчишкой он был слишком впечатлён громкими the Who.
«Мы сидели на самом верху арены, а они играли «Listening to you, I get the music» [«We’re Not Gonna Take It»] и зелёные лазеры буквально ударялись об стену над моей головой. [Проклятье!] Я думал, что смогу протянуть руку, и они отрежут мои [чертовы] пальцы или ещё что-нибудь. И бетонные трибуны буквально качались. Я помню, как мой брат сказал: «Разве не было бы замечательно, если бы всё [это] место просто рухнуло?».
Алекс Лайфсон
Среди музыкантов, признавших влияние the Who на собственное творчество, был Алекс Лайфсон, один из основателей группы Rush. Особенной для него была песня My Generation. Можно сказать, что с этой песни всё началось.
«Пит Таунсенд — одно из моих самых сильных влияний. Больше, чем любой другой гитарист он научил меня играть на ритм-гитаре и продемонстрировал её важность».
Ноэл и Лиам Галлахеры
Уже почти 10 лет скандальные братья Галлахеры находятся по разные стороны баррикад, но это не отменяет их творчества во времена Oasis и влияние the Who.
Галлахеры вдохновлялись не только музыкой the Who, но и их стилем. Для субкультуры модов 60-х они были культом и первыми, кто популяризировали атрибутику с union jack. Взять хотя бы известный пиджак Пита Таунсенда. Дошло до того, что Ноэл Галлахер сделал себе джакузи в этой раскраске, а так же в сотрудничестве с компанией Epiphone разработал дизайн гитар Epiphone Supernova, один из которых (Epiphone Sheraton) был раскрашен в union jack.
Лиам недалеко ушёл от своего брата, включив в свой бренд одежды «Pretty Green» парку, вдохновлённую Джимми, лондонским модом из альбома the Who «Quadrophenia«.
«Поскольку я большой поклонник the Who, и «Quadrophenia» один из моих любимых альбомов всех времён, для меня большая честь быть с этим связанным».
Билли Джо Армстронг
Билли Джо отзывался о ней с уважением. Ведь он вдохновлялся The Who еще с подросткового возраста, задолго до известности. На концертах Green day не редко можно услышать кавер-версию My Generation. Она же есть и в раннем альбоме группы Kerplunk! (1992).
В 2004 году калифорнийские панки Green day выпустили свой нашумевший концептуальный альбом American Idiot, частично вдохновлённый рок-оперой the Who «Tommy» (1969), повествующей о слепом, глухом и немом мальчике, герое пинбола и будущем гуру.
«Я смотрю на «Tommy» со стороны the Who и думаю, что его следует играть так, будто кто-то интерпретирует Бетховена. Это то, что рок-н-ролл всегда значил для меня. Это современная классика 20-го века, а теперь и 21-го».
Боно
В 1990 году the Who попали в Зал славы рок-н-ролла. На церемонии фронтмен U2 Боно признался, что является их фанатом.
«Больше, чем любая другая группа, которая когда-либо была, the Who были нашими образцами для подражания. Я люблю их и ненавижу за это. Они взяли на себя больше, чем любая другая группа и преуспели во многом».
Пол Маккартни
The Who вдохновляли не только подростков, которым ещё предстояло стать рок-звёздами, но и своих современников.
Весной 1968 года Пол Маккартни отправился на свою ферму в Шотландию, в надежде уединиться и отдохнуть. Там он совершенно случайно наткнулся на интервью Пита Таунсенда для Melody Maker. В нём он отзывался о недавно вышедшей I Can See For Miles, как о самой громкой, грубой, грязной и бескомпромиссной композиции в творчестве the Who.
Тогда же Маккартни захотел написать песню, которая была бы совсем не похожа на the Beatles. Так и появилась знаменитая Helter Skelter — предтеча прото-метала.
«Фраза Пита заставила меня взяться за дело. И я сказал ребятам: «Думаю, нам нужно записать что-нибудь подобное, нечто безумное». И я написал «Helter Skelter». На пластинке слышно, как срываются голоса. Мы играли её так долго и сделали столько дублей, что в конце слышно, как Ринго кричит: «У меня мозоли на пальцах!».