На первом фестивале свердловского рок-клуба молодой Вадим Самойлов сидел в зале. На сцене гремели «Урфин Джюс», «Наутилус», Егор Белкин и Настя Полева. Тогда еще никто не догадывался, что студент уральского политеха и его группа «ВИА РТФ УПИ» (позже ставшая «Агатой Кристи), пока недопущенная до фестивальной сцены, потеснит скоро их всех.
Сегодня Вадиму 56 лет. Который год он встречает свой день рождения в статусе «легенды». Но как же эта легенда начиналась и как продолжает жить.
(Статья написана и опубликована 3 октября 2020 года — прим.ред.)
Осенью 1984 года Вадим создал коллектив под названием «ВИА РТФ УПИ» (он же вокально-инструментальный ансамбль радиотехнического факультета Уральского политехнического института). Столь тривиальное название должно было помочь юным рокерам с покровительством от института: статус университетской группы позволял свободно репетировать и записываться. Так в смежных аудиториях 237 и 239 уральского политеха родилась предтеча «Агаты Кристи». Так начал свой многолетний творческий путь Вадим Самойлов.
Творить Вадим начинал со своими близкими товарищами: Александром Кузнецовым (звукорежиссер первых альбомов «Агаты Кристи») и Петром Маем (первым барабанщиком «Агаты Кристи»).
Первый магнитоальбом группы называется «Если». Полноценным творческим продуктом назвать «Если» нельзя. Альбом состоит всего из четырех композиций: две из них — инструментальные, оставшиеся — написаны на чужие стихи. «Если» участники группы записали в рамках подготовки к фестивалю «Весна УПИ», на котором Вадим Самойлов надеялся покорить университетское жюри своим композиторским талантом.
Увы, сделать этого не удалось. Группу обвинили в шумности и в самонадеянности. Мол, где это видано – исполнять собственную музыку? Что значит «композитор Самойлов В.»? Тогда из 10 возможных баллов «ВИА РТФ УПИ» получили всего 2. Но это была середина 80-х годов. Рок еще считался музыкой подполья и официально запрещался, музыкантам приходилось врать и изворачиваться, приписывать музыку то Окуджаве, то Хачатуряну, то Дунаевскому. Самойлов В. называть себя автором музыки пока не мог.
Однако для будущих агатовцев провал на «Весне УПИ» стал толчком к дальнейшим действиям. Вскоре за клавиши «ВИА РТФ УПИ» встал Александр Козлов (клавишник «золотого» состава «Агаты Кристи», автор музыки многих хитов группы), появился второй вокалист Александр Иванов, а группа приступила к записи альбома «Голос».
Получается ли в нём разглядеть то, что в будущем будет называться «Агатой Кристи»? При первом прослушивании любой знакомый с условным набором «Опиума для никого» с «Черной Луной» ответит однозначное «нет» — ничего похожего на классику «Агаты» в «Голосе» нет. Ни декаданса, ни душевных надломов, ни мрачных героев – ничего такого. По крайней мере, в текстах никаких похожих сюжетов не встречается. С «Агатой Кристи», но не с Вадимом Самойловым сегодняшним. Но об этом чуть ниже.
После записи «Голоса» участники группы предприняли попытку штурма Свердловского рок-клуба — молодая группа записалась в него почти сразу после создания. Группу аттестовали. Позже будущие агатовцы познакомились с «дедушкой» уральского рока Александром Пантыкиным. Он свёл Вадима Самойлова с Альбертом Потапкиным — барабанщиком скандальной группы «Флаг». Потапкин стал полноценным участником «ВИА РТФ УПИ» — в будущем он поучаствует в создании второго альбома «Агаты Кристи». Сейчас же он рабоатет в коллективе Вадима Самойлова в качестве гитариста и сопродюсера.
Дебют «ВИА РТФ УПИ» на сцене Свердловского рок-клуба состоялся 13 декабря 1986 года. Еще неопытные музыканты сильно волновались, их подвела аппаратура — выступление не удалось. Провал их вновь не подкосил. Наоборот, группа получила верный толчок двигаться и творить дальше. Уже в апреле 1987 года началась запись альбома «Свет». Первого альбома уже не «ВИА РТФ УПИ», но «Агаты Кристи».
Да, именно этот, третий и последний альбом «ВИА РТФ УПИ» одновременно же стал первым альбомом легендарной группы. Впрочем, об этом знают только самые преданные почитатели «Агаты».
14 апреля 1987 года, еще до окончания работы над альбомом «Свет», самиздатовский журнал Свердловского рок-клуба «МаРока» писал: «14 апреля Горный институт, АГАТА КРИСТИ/КОКО. Программа смотра студенческой самодеятельности обещала быть богатой. НАУТИЛУС, БЕЛКИН, Терри… Но остальная самодеятельность тянулась так долго, что всем звездам просто не хватило времени. Услышали только АГАТУ КРИСТИ (бывш. РТФ)». В ларьках рок-клуба свежая запись фигурировала под именем королевы детективов.
«Свет» в официальную дискографию группы не попал, даже не был официально переиздан. В 2000 году Александр Козлов будет всячески отрицать принадлежность «Света» к «Агате Кристи»: «“Свет” — это творение ВИА «РТФ УПИ», и этим все сказано. “Свет” мы восстанавливать не будем, это совершенно другая музыка, к тому же, очень устаревшая». Культурологически, с художественно-музыкальной и смысловой точки зрения, это оправданное мнение.
Однако уже в «Свете» слышен талант Вадима Самойлова к звукорежиссуре и созданию интересных, сложных, разноплановых аранжировок, к получению качественного и интересного звука, которыми потом будет славиться и «Агата Кристи». В записи поучаствовал саксофонист «Наутилуса Помпилиуса» Алексей Могилевский. Он сыграл соло в песне «Сотни больших огней» .
Альбом был записан в два приема за семь ночей. К созданию двух из девяти композиций приложил руку и Глеб Самойлов, выступив в качестве соавтора музыки к песням «Новый год» и «Стремление». Можно сказать, что именно со «Света» начало формироваться «композиторское трио» «Агаты Кристи» – Александр Козлов, Вадим и Глеб Самойловы.
Альбом публику тогда не покорил. Да и сложно было это сделать, когда по Свердловску уже вовсю гремел «Наутилус». Но всем музыкантам СРК было понятно, что релиз – лишь начало чего-то большего.
Позитивные тексты с юношеским восприятием мира, «апофеоз мажорного арт-рока», надежды и чаяния по поводу будущего – вот, что такое «Свет». Уже упомянутая выше МаРока дала этому альбому в марте 1988 года такую рецензию: «Праздник жизни! Свет, короче…».
«Дай сил голосу криком стать» – пел тогда юный Вадим Самойлов. Тогда он еще подозревал, что его голос будет покорять стадионы и радиостанции всего постсоветского пространства. «Сотни больших огней» и правда были «впереди него» – до создания альбома «Второй фронт» и официального старта «Агаты Кристи» (сами музыканты датой основания группы считают 20 февраля 1988 года – именно того состоялся первый концерт, в котором принял участие Глеб Самойлов) оставалось совсем немного.
«Агата Кристи» у большинства ассоциируется с чем-то мрачным и тяжелым. На фоне депрессивного альбма «Урагана» или мистического альбома «Чудеса» романтичный «Свет» теряется совсем – уж больно не соответствует в глазах большинства заданной темной атмосфере в песнях группы. Оттого и совершенно неудивительно, что в официальную дискографию «Агаты Кристи» он так и не попал.
Но одно важное совпадение и у «Агаты Кристи», и у «ВИА РТФ УПИ» все-таки есть – и это не только имена участников. Надежда. Обе группы, как бы странно это сейчас не звучало, давали ее – надежду на то, что где-то вдалеке обязательно есть выход. Разными путями и тропами, разными словами и разными музыкальными решениями – но обе группы демонстрировали, что в конце тоннеля есть свет.
Об этом Вадим Самойлов поет и сейчас – в своих новых песнях. Вера в будущее и в людей, порой наивно-романтичная, но потому и притягательная, проскальзывает в композициях «Семь миллиардов богов», «Новая жизнь», «До первой крови» (в среде фанатов более известная как «Опасно быть людьми»). В ноябре 2017 года Вадим Самойлов говорил: «Содержание моей натуры не изменилось. Просто сейчас он транслируется с точки зрения прожитого опыта и понимания сути человеческой природы». Юношеский максимализм из «Света» трансформировался, но сути своей не изменил.
«Они, конечно, во многом наивные, не из сегодняшнего дня, но в них есть чистота и идеи, которые в течение жизни не были растрачены. Они, возможно, утопические – такие мечты о светлом и большом, но к ним полезно возвращаться, и я собираюсь это сделать» –так рассуждает Вадим Самойлов о своем раннем творчестве сейчас. На концертах до недавнего времени можно было услышать «Голос» и «Сотни больших огней» в новых аранжировках. Как утверждают сам исполнитель и его сопродюсер Альберт Потапкин, часть композиций, написанных еще в конце 80-х, войдет в будущий сольный проект. И, можно сказать, такое решение вполне оправдано. Старые песни в контексте прожитых лет и новых работ приобретают новое звучание. Первоначальный смысл при этом не теряется, наоборот, будто становится еще более очевидным, и, что самое важное, общечеловеческим.
Послушать «ВИА РТФ УПИ»: