Глебу Самойлову — 51.
На постсоветском пространстве он стал звездой в 22: кудрявый юноша с печальными глазами устало пропел «Я на тебе, как на войне» в программе «А», и русскоязычный мир захлестнула «агатомания». Началось триумфальное шествие «Агаты Кристи» в мире популярной музыки, братья Самойловы вписали себя в историю. Песни Глеба знали миллионы, казалось, не о чем больше мечтать, но…
Хоть Глеб Самойлов и написал большинство песен группы (чтобы вспомнить композицию не его авторства, придется попотеть, а уж назвать песню где хотя бы музыка не его — задачка для настоящих фанатов), а ВИА РТФ УПИ стал «Агатой Кристи» с его приходом, идея группы была за Вадимом. Так считает сам Глеб. А Вадим считает, что столько песен в «Агате Кристи» написал брат потому, что он делал всё остальное — действительно, и к организационной части жизни группы Глеб не имел отношения, и вопросы продюсирования его касались исключительно в процессе создания, а не продвижения материала. Он занимался исключительно творчеством: песнями, концепциями альбомов, клипами. Но мечта сделать только своё жила. (Представьте, на какие удушающие компромиссы приходилось идти братьям, чтобы работать вместе). И вот, то что должно было, но не могло случиться с ним в 18, случилось в 40: Глеб Самойлов собрал свою группу. Началась эра The Matrixx.
Иногда кажется, что новый проект был обречён. 2010-й год — «медведевская оттепель», все сыты и довольны. Русские рокеры ходят в администрацию президента, как на чаепитие к бабушке, лайн-ап «Селигера» мало отличим от «Нашествия». Ракеты запускаются, Лужков изгоняется, Собянин назначается, жизнь налаживается. Подумаешь что-то там на Манежной покричали — это всё фанаты футбольные!
Не было запроса у потенциальной аудитории на такие песни, как в «Прекрасном жестоко», первом альбоме новой группы Самойлова. У тех, кто мог их оценить по достоинству, сформировалось предубеждение к исполнителям. Интеллектуальным радикалам стрёмно слушать группу из двух поп-панков (с привкусом метала в случае гитариста Валерия Аркадина и приблеском глэма в случае барабанщика Дмитрия Хакимова), «звезды 90-х» Глеба Самойлова и парня, похожего на взбунтовавшегося IT-шника, экс-клавишника «Агаты» Константина Бекрева. А у пригретой интеллигенции от таких песен сплошной эмоциональный дискомфорт: какие подброшенные граммы? Что за сайт ФСБ? В смысле «бог ушёл»? Кто разрешал «девчонок-водку-кокаин» из избы выносить?! А уж Проханову песни посвящать — за гранью!
Зато уже были с ума сошедшие от горя фанаты «Агаты Кристи», которым в сентиментальном фильме «Эпилог» показали клыкастого продуманного Глеба, шагающего вперёд по их эдельвейсам. Хороший был сценарий… (Из серии «и конкурсы интересные»). Неожиданно для многих любителей «Агаты Кристи» Самойлов воспел эстетику бунта, жизнь городских партизан, маленького человека, бросающего вызов огромной системе. Закономерное продолжение развития темы «Агаты» в этом, как ни странно, увидели не все. Следом вышел «Треш», который должен быть нужным молодежи. Но молодежи неловко слушать песни про «13 лет» и «Опасность» от ровесников их родителей. А взрослая публика в очередной раз кивнула «Самойлов с ума сошёл».
Если бы «Прекрасное жестоко» вышел в 2017-м году, а «Треш» в 2019-м (и даже не надо менять аранжировки, «Треш» по-прежнему музыкальнее огромной части «свежей» русской музыки) — были бы «альбомы года» с вытекающими интервью в «Афише» и презентациями на «Дожде». Короче, полный «вДудь».
Потом «Живые, но мертвые» — сборник прекрасных песен. Половина альбома должна была звучать на радио… Но в 2013-м году с музыкой на тематических станциях было плохо, как никогда.
В 2014-м вышел альбом «Light», самовыражение музыкантов группы, Константина Бекрева в первую очередь. Кроме нескольких премьер, в нем есть очень удачные переосмысления песен из предыдущих альбомов и даже сольника Глеба 1990-го года «Маленький Фриц».
И наконец, в 2015-м вышел концептуальный аудиофильм (иначе не назовешь) «Резня в Асбесте».
А за ним, в 2017-м, «Здравствуй» — альбом-спектакль, грандиозное полотно.
Положение «ни там, ни тут» для Самойлова привычно со времен «Агаты», когда ни среди русских рокеров, ни на поп-сцене до конца своими братья не стали, а просто делали свое дело, понимая, как глупы все эти касты. В The Matrixx история повторяется: легенде русского рока быть в поиске, наизнанку выворачиваться и сознательно уходить в андеграунд не гоже, как и звезде андеграунда быть легендой русского рока.
Пора послушать The Matrixx без предубеждений и открыть для себя одну из лучших групп 2010-х, которая ещё удивит. Ведь в том, что Самойлов — очень большой художник, помимо того, что легенда и звезда, сомневаться уже давно никому не приходится.