В последнее время вдруг снова популярным стал формат EP. Мини – пластинки, с которых когда –то началась современная музыка, теперь такой же тренд, как саунд 80- х, звучащий почти в каждой музыкальной новинке.
В конце февраля – начале марта, среди прочих, вышло три EP, о которых мне действительно захотелось написать. Эти пластинки совершенно разные по стилю и звучанию. Каждая из них – история, рассказанная при помощи минимума средств. Тем не менее, от этого они не выглядят сырыми. Формат ЕР в данном случае идеален.
Первая пластинка – New Life, группы Ski lodge.
Новый EP бруклинцев Ski Lodge. – дань уважения инди –сцене туманного альбиона, с постоянными реверансами в сторону 80-х.
Каждый трек мини — альбома- синтез музыкальных эпох. Именно музыкальной эпохой можно назвать группу Smiths, звучащей здесь от первой и до последней музыкальной темы. Музыкальной эпохой можно назвать Joy Division- бас Питера Хука отчетливо слышен в открывающей теме. Ski Lodge решили пройтись по всем 80-м. Начиная уже упомянутыми Joy division и заканчивая кодой британской инди-сцены – Stone Roses, попутно вспоминая Bauhaus, New Order, Suede.
Альбом слушается легко и на одном дыхании. Захватывая мощным боевиком God will never come Fror,далее жонглируя жанрами –годами в еще 4 музыкальных темах, пластинка заканчивается балладой Our love is over now, напоминая о лучших временах Моррис.
Главный сонг-райтер группы, а также фронтмен Эндрю Марр, вырос в американском Бруклине. Именно поэтому, кажется, на пластинке нет ни одной американской темы. В юности Эндрю мейнстримом была совершенно иная музыка. Nirvana скидывала с вершин чартов новый студийник Джексона. Стадионы единым хором затягивали Don’t Cry от пистолетов и Always Bon Jovi.К концу 90-х из андеграунда вышли Red Hot Chilli Peppers.Расцветала поп-коммерция. В условиях, когда mtv крутит подобную музыку сутками, невольно возникает желание услышать что-то отличное и настоящее. Для Эндрю этим новым стал саунд Манчестера 80-х. Британская инди-сцена всегда была чем-то особенным в мировой музыке.
Теперь у Эндрю Марра своя группа, и он не забыл, что вдохновляло его в юности.
Пластинка за номером два, «Мрамор» русскоязычного проекта Sirotkin.
Сергей Сироткин выглядит бардом времен постмодернизма. Вместо гитары у него синтезатор. Тексты кажутся переосмыслением наследия Гребенщикова в лучший годы, а где БГ, там и Башлачев.
В отличии от большинства современных русских бэндов и сольных певцов — музыкантов, Сироткин поет именно на русском языке. И это легко объяснимо. Тексты его песен, это скорее законченные истории, при этом, очень поэтичные. В лучших традициях главной формулы странного жанра «русский рок»- текст важнее музыки. Но у Сергея это не отсутствие музыкальных навыков. В данном случае текст идеально интегрируется в музыку, даже, скорее наоборот. Кажется, что добавь он еще пару аккордов, как это тонкая конструкция с идеальным балансом, тут же бы рухнула, превратившись в нагромождение звуков и слов.
Если рассматривать только музыку, Sirotkin отрицает все новое в электронике, что было за последние 30-40 лет, и продолжает темы пионера советской электронной музыки Эдуарда Артемьева. Эхом раздается музыка Алексея Рыбникова. Из западных коллег, Sirotkin,кажется, предпочитает прочим сольное творчество Тома Йорка.
Как и в случае с Ski lodge,не смотря на небольшое количество треков – всего их шесть- альбом представляет собой законченную, почти концептуальную, вещь. Саунд и тексты создают ощущение меланхолии. «Мрамор» — холодный камень, но ослепительного светлого цвета. Начальная тема, тревожная « Бейся сердце, время биться» . Тревожность слышна и в следующей песне « Голоса, имена и ты» . На третьем треке « Бояться луше вместе» контрастируя с названием, тревожность сменяется более позитивными нотами. Заканчивает все чуть ли жизнеутверждающий гимн нового поколения « Музыка, а не я»
Выпустив в 2015 году первый EP Challenger , Sirotkin стал знаковым явлением отечественной электроники, получил несколько премий, отыграл ряд концертов. Но первый альбом звучал как отдельные музыкальные наброски. Новый « Мрамор» — вещь более зрелая и острая. Если вы хотите добавить в свой чертов плеер какой-то альбом, чтобы скрасить дорогу, возвращаясь с учебы/работы, но не знаете какой именно, вот вам ответ — загрузите новый EР проекта Sirotkin и просто нажмите play. Стоя в пробке, либо переполненном вагоне метро, в очередной раз перебирая в голове ругательства по поводу этого козла во втором ряду или идиотов , отдавивших вам обе ноги, вы друг заметите, что настроение ваше улучшилось, и виновником тому будет « Мрамор».
Последний EP обзора “ Empire underground” the Big Pink, самый короткий по длительности, позитивный по содержанию и свежий по звучанию.
В отличии от коллег по ту сторону океана, британцы Big Pink не пишут посвящений, не играют с жанрами, педантично придерживаясь рамок шугейза. Но попробуйте найти еще одну подобную группу. Если поиск и увенчается чем-то успешным, и в одном из пабов Манчестера вы все- таки отыщите похожий саунд – немедленно заключайте с группой контракт и тащите парней в студию!
EP состоит из всего 4 песен. Последние, чего ждешь от современной инди – сцены, это точность и лаконичность. Даже мастодонты, вроде недавно возродившихся из пепла blur, или осколка oasis – beady eye, выпуская очередную пластинку, вываливают все кучей. На альбоме может быть все что угодно, кроме целостности. Слушая Empire underground, понимаешь – это действительно альбом, а не набор случайных песен из плейлиста.
Никакого тумана здесь нет и в мыслях. Пластинка британцев, это неспешная прогулка по Темзе , вблизи тауэрского моста, под классические fish and cheaps, в лучах закатного солнца.
Big Pink появились еще в 2007 году. Дебютный студийник A brief history of love вышел в 2009. В том же году группа сопровождала в турне Muse , играя свои сеты в начале концерта. Когда- то в 80-х, Clash играли на разогреве у the Who, как думаете, кто был круче? История всегда повторяется, новички Big Pink с легкостью переиграли классиков 2000-х.
Выпустив EP Empire underground, группа в который раза доказала, что Англия, это все еще мекка мировой музыкальной индустрии, и все новое рождается именно в этом месте.
Слушайте хорошую музыку и будьте в движении!
Автор: Павел Соттула