Московская панк-группа «Тени Свободы» в апреле представила свой новый альбом «Нелепость».
Группе «Тени Свободы» скоро исполнится 15 лет, и сейчас их можно назвать одной из самых ярких современных панк-групп. В прошлом году «Тени Свободы» записали свою версию песни группы «Тараканы!» — «Оставь это себе» — для специального переиздания их альбома «Улица свободных» (напомню, осенью «Тараканы!» выпустили сборник каверов на треки со своей известной пластинки). Также в ноябре прошлого года вокалист группы «Тени Свободы» Иван Глобин выступил на большом концерте «Наива», посвящённого тридцатилетию легендарного коллектива — вместе с Чачей он дуэтом исполнил песню «Вася» с альбома «Пост-алкогольные страхи».
«Тени Свободы» играют мелодичный панк-рок (кто-то определяет их жанр как поп-панк). Однако, если предыдущий альбом «Эволюция Оскорбляет» называют лиричным и расслабленным, то звучание нового альбома стало более панковское. В одном из недавних интервью Иван Глобин сказал:
«Мне надоела вылизанная музыка. Не знаю, пришло ли это в меня из того, что сейчас происходит на российской сцене или это внутреннее ощущение, но я стал замечать, что меня перестали интересовать группы, которые звучат «фирмово». Я перестал видеть в этом смысл. Сегодня сделать крутой звук достаточно легко, но в этом нет жизни. Мне приятнее услышать лажу на записи. Почувствовать, что это стоит человек с гитарой. Может быть даже где-то он неидеально сыграл, но это он».
На мой взгляд, такой «гаражный» звук придаёт песням коллектива большей силы и энергии. Но всё же «Тени Свободы» не ушли совсем от своей привычной мелодичности. Новые песни звучат приятно для слуха. И порой возникает мысль, что мягкий голос солиста даже слишком красив для панк-рока.
Многие поклонники отметили, что, послушав новый альбом, они словно побывали на сеансе психотерапии. Действительно, тексты полны личных откровений, боли и переживаний. Герой альбома «Нелепость» – диссидент, «маленький человек». И какой же настоящий панк-рок без протеста? В песнях группы «Тени Свободы» затронуты и социально-политические темы.
У альбома «Нелепость» весьма интересная обложка — на красном фоне стоит вокалист Иван Глобин, обмазанный жёлтой краской. Послушав все новые песни, становится понятно, что яркая обложка очень хорошо отображает суть пластинки.
Всего в альбом «Нелепость» вошло 13 композиций.
Открывает пластинку бодрый и динамичный трек «Песня злости» — так называемый «гимн скомканных обид». В нём поётся о том, что герой удерживает в себе возмущение, боль и страхи, запрещает себе всё, в том числе и самого себя, «глотает обиды ком»… Но, как мы видим, вся накопленная злость, в конце концов, вырывается наружу. Строчки припева: «Слышишь, это песня злости, что я как норму ем, чтоб быть удобным всем» — явная отсылка к дебютному роману Владимира Сорокина «Норма», а точнее к первой части этого произведения.
Трек «Ритуал» переносит слушателей в школьные годы. Я думаю, многим будет близок текст этой песни:
«Я не любил учёбу, но сильней бесило то,
Что мы так много из себя все время строили,
Не знал, что взрослая жизнь будет лишь подорожавшей копией
Тех обезьяньих игр, из которых мы так и не выросли»
Герой альбома «Нелепость» на фоне окружающих его людей «ощущает себя отстойненьким», человеком «второго сорта» — он не понимает суть их нелепых ритуалов. Припев этой песни: «Неужели смотреть эти сны мне всю жизнь…» — повторяется много-много раз. Поэтому у слушателей нет выбора – эти строчки запомнятся и привяжутся обязательно.
Ещё интересный момент: группа «Порнофильмы» — одни из самых популярных современных панков – недавно представили свой новый трек (и клип) «Ритуалы». На мой взгляд, смысл этих песен перекликается – по крайней мере, отрицательное значение слова «ритуал» в данных контекстах сближает их.
«Нет прекрасней минут». Опять же, перед нами «маленький человек», чувствующий себя лишним в обществе скучных и серьёзных людей. Здесь прекрасно звучит чистый голос Ивана Глобина. Слушая этот трек, хочется «просто побыть в тишине» и насладиться красотой музыки и слов…
Довольно мелодичная композиция сменяется энергичным треком «Существую». Многие книги, фильмы и песни доносят до людей простую истину: «надо жить, а не существовать». В припеве же этой песни поётся: «Всё, чего я хотел всегда, это показать себе, что я существую». Здесь подразумевается разговор с самим собой, внутренняя борьба, попытка человека доказать самому себе, что «я есть! я живой!».
«Мистер отличный парень» — ещё один мелодичный трек. Здесь очень здорово звучит бэк-вокал, а также нельзя не отметить интересные гитарные соло в середине песни.
В центре альбома стоит заглавная композиция «Нелепость»:
«Они найдут в тебе нелепость
Они почувствуют, сумеют,
Они прицепятся к ней крепко,
Ударят сильно, и под нею
Они найдут и твою личность,
Всю до конца, всю, что ты прятал,
Найдут и бросят её на пол»
«Нелепость» — самая сильная вещь на пластинке – добрая и светлая. Она пробирает своей предельной искренностью. Слушая эту песню, возникает ассоциация со строками стихотворения Ильи Кормильцева «За то, чего нет»:
«У них есть слова, чтоб унизить тебя,
Ограбить тебя и раздеть.
Осмеять тебя и распять тебя,
У них есть гвозди и плеть.
Морщины и вены для твоей красоты,
Грязь для твоих чистых глаз,
Но то, что они называют тобой —
Для меня прозрачно, как газ».
Дальше идёт самая длинная композиция альбома «Вижу тебя» — очень личная и лиричная. Она как некая пауза на этой пластинке – возможность раствориться в музыке, вслушиваясь в слова.
Песня «Кто вы» начинается с загадочных гитарных аккордов, которые играют фоном. Куплет мелодично поётся-проговаривается, а в припеве врывается громкий крик: «Кто вы? Кто вы? Кто вы?». Припев сопровождается бодрыми ударными, которые словно «забивают» строки припева в мозг слушателей. Здесь очень энергичная и даже сумасшедшая музыка.
Про «Подарок губернатора» можно сказать, что это ироничная песня, основанная на реальных событиях. В интервью Daily Storm Иван Глобин объяснил смысл текста: «Песня посвящена такому интересному для нашей страны явлению, как торжественные открытия. Это когда в каком-нибудь городке презентуют песочницу или фонарный столб и все съезжаются туда, как на большой праздник. Если честно, это за гранью моего понимания!».
На мой взгляд, «Хороший человек» — самая красивая песня альбома. Думаю, этот трек должен прекрасно звучать на живых концертах (так и представляется полный зал с зажжёнными фонариками, плавно качающимися в такт мелодии). Когда слышишь строчки: «В тебе есть всё, я верю ты хороший человек» — кажется, что солист поёт их лично тебе, поэтому очень хочется соответствовать и быть хорошим человеком…
А слыша строки припева: «Пускай измерили они души твоей богатство в цифрах их валют…», — вспоминается цитата из великого произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.
Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»».
В следующем треке «Что это за хрень (Происходит со мной каждый день)» есть такие строки:
«Взрослые люди лишь дети, похоже,
Которым просто детьми быть нельзя…».
Разбирая все эти тексты, можно сказать, что герой альбома – человек, сохранивший в себе внутреннего ребёнка. Ему кажется смешной и нелепой жизнь окружающего его социума. И этот трек — бунт в панковском стиле. Часто слышу от консервативно настроенных знакомых: «А что вы можете предложить взамен? У тебя протест ради протеста». А я думаю, что «протест ради протеста» — это даже не визгливый глупый каприз: «Не хочу, не буду!», а подобие зомбированного, тупого и слепого следования за чем-либо… А мы, — как бы кому-то этого не хотелось, — люди, думающие и с интеллектом. Чем такое следование за чем-то — уж лучше ничего, а просто — внутренняя свобода.
Да, мы можем предложить. Что именно? Как говорит актриса Татьяна Друбич в журнале Story: «Жить по-довлатовски: жить, не навязывая себя, без претензий и здраво». Также мне нравятся её слова: «Здесь, где полгода зима и много других привходящих обстоятельств, надо уметь противопоставлять им что-то очень серьезное, чтобы быть счастливым. Если вы это умеете — вы уже состоялись».
Завершается альбом «Нелепость» светлой песней «Всё сбудется». Первый куплет сопровождается акустической гитарой, а во втором куплете вступает электрогитара – этот переход усиливает восприятие жизнеутверждающих слов песни:
«Всё сбудется, всё сбудется в будущем,
Жизнь не бросит нас мучиться,
Она чествует любящих,
Миру так идёт розовый,
Всё сбудется, всё сбудется в будущем
Это всё по-серьёзному,
Это всё навсегда,
Это всё навсегда».
Слушайте Нелепость — Тени свободы на Яндекс.Музыке