11 января состоялась долгожданная премьера альбома панк-группы «Йорш» — «#Нетпутиназад».
Альбом с уверенностью можно назвать дерзким и злободневным — в песнях много поётся о политике. На пластинке 16 треков. В ней есть совместные композиции, кавер, а также музыкально оформленные стихи солиста группы — Димы Сокола.
Начинается альбом с «Пролога» — в нём Дима Сокол читает текст под аккомпанемент электрогитары. Есть ощущение, что он проговаривает его сквозь зубы – в голосе чувствуется постепенный накал. В кульминации «Пролога» (строчка: «…хлеба, зрелищ толпе обезумевшей, приближающей свой финал») дрожащий от ярости голос резко успокаивается и последнее слово «финал» сказано ровным тоном. Но, несмотря на это, клапан, удерживающий всю внутреннюю злобу и боль, всё-таки лопается. Следом идёт блок песен, отличающихся остросоциальным характером: «Реалити-шоу», «Против тебя», «Боже, царя хорони», «Нарисуй мне счастье» — названия этих треков говорят сами за себя. В них отражено всё негодование из-за несправедливости, лживости, мракобесия, «светлого» будущего на плакатах и диаграммах.
В 2018 году вышло много музыкальных работ «на злобу дня». Например, альбом Бориса Гребенщикова «Время N», наполненный болью и безысходностью. Гребенщиков сказал: «Все эти песни — реакция на то, что происходит в моей жизни, внутри и вокруг меня». Но в текстах «Аквариума» всё тонко и красиво завуалировано – конкретно о России нет ни слова.
Пожалуй, самым громким и обсуждаемым релизом прошлого года стала пластинка Дельфина «442». В этих песнях отчётливо слышится раздражение автора, но сам Андрей Лысиков сказал об альбоме: «Думаю, это, скорее, злоба искусственного характера, нежели глубокая озабоченность происходящими событиями».
А вот «Йорш» в своём новом альбоме смело поют о проблемах современного общества и политике, называя вещи своими именами. В их текстах открыто говорится о падающих самолётах, горящих торговых центрах, цензуре, уголовной ответственности за репосты и т.д. Эта дерзость и уверенность отличает их от других исполнителей. Подобная смелость и «неприкрытая правда» присутствует в текстах Васи Обломова – он часто выпускает синглы на актуальные темы.
Песня «Нарисуй мне счастье» начинается с монолога из сериала о спорте «Большая игра» — герой, которого играет Дмитрий Колчин (капитан команды КВН «СОК», чемпион высшей лиги 2011 года), говорит о том, что власть имущие активно «втирают очки», рисуют картины всеобщего благополучия. «Не страна, а декорация какая-то!» — резюмирует он и, к сожалению, это горькая правда. «Йорш» в песне поют об этом же:
«Нарисуй мне счастье, нарисуй свободу
Нарисуй мне пищу, нарисуй мне воду
Нарисуй больницы, школы и дороги
Над страной брезента формалиновые боги»
Следующий трек «Молодость» – также с говорящим названием. После песен, переполненных отчаянием, в этой мы видим героя, который, несмотря ни на что, остаётся дерзким, молодым и живым — не теряет надежду и верит в свет.
Трек «Панк-рок – это мы» может смело стать своеобразным гимном современных панков. Юрий Шевчук в своей песне «Мама, это рок-н-ролл» (альбом «Единочество I», 2002 год) сказал: «Мама, это рок-н-ролл, рок – это я». В 2005 году Константин Кинчев ответил группе «ДДТ» песней «Рок-н-ролл — это мы»: «Не помню точно, но кто-то сказал, будто rock-n-roll – это он. И я решил поставить вопрос: – а кто тогда мы?» Прошло 15 лет, рок-н-ролл делился много раз, а «Йорш» отдают панк-рок массам (вот же строки: «Панк-рок — это я. Панк-рок — это ты. Панк-рок — это мы!»).
В записи трека «Весело и [фиг] с ним» принял участие солист панк-группы «План Ломоносова» — Александр Ильин. Это ироничная песня с большим количеством нецензурной лексики.
«Девочка в сине-зелёном платье» — лирическое стихотворение Димы Сокола, прочитанное автором под музыку. Многим поклонникам группы «Йорш» известен этот текст — лидер коллектива выкладывал его в соцсетях ещё в 2015 году. Кстати, Дима Сокол планирует выпустить сборник своих стихов.
В новый альбом также вошёл кавер на песню панк-группы «Тараканы!». Напомню, что в ноябре 2018 года «Тараканы!» выпустили сборник каверов на треки со своей известной пластинки «Улица свободы» (2003 год). Свою версию песни «Планета Земля» «Йорш» дополнили трогательным стихотворением Сергея Есенина «Песнь о собаке».
«Отряды самоубийц» — песня о настоящих «супергероях». В каждой профессии есть люди, преданные своему делу, потому что, как известно, «не место красит человека, а человек место». Особенно это относится к педагогам, врачам и спасателям, работающим не под диктовку системы, а по зову своего сердца.
«У всех у них есть лишь одна суперсила
Всегда оставаться внутри человеком».
«Искры новой зари» — светлая мелодичная панк-песня. По смыслу и подаче она напоминает композицию «Светлячки» с альбома «Сквозь тьму», вышедшего в 2017 году.
«Сверхдержава» — ещё один остросоциальный трек. В его записи принял участие солист группы «Наив» — Александр «Чача» Иванов. Песня о том, что правительство вкладывает в значение слова «сверхдержава» преобладание военной мощи над культурной и этической. Оно охотно вливает деньги не в образование и искусство, социальную сферу, а увеличивает военную мощь страны и поддерживает недобросовестных чиновников и руководителей бизнес-компаний. Давно ли кончились призывы на федеральных каналах: «рожайте – будем жить», чтобы за материнский капитал производили на свет «пушечное мясо». А в светском государстве священники из иномарок учат нас, что смотреть, что читать.
«Эпилог» — это стихотворение-утопия о мире без войн и оружий. Завершается «Эпилог» (и, соответственно, альбом «#Нетпутиназад») громким гитарным соло, которое постепенно затихает.
Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук и Дельфин, как взрослые и опытные люди, пишут о внутренних врагах. Да, в их альбомах есть грусть, мудрость, безысходность и надежда. А в новом альбоме группы «Йорш» чувствуется молодёжный протест, возмущение, поиск выхода, естественно, мирным и нравственным путём. Несмотря на то, что альбом начинается с довольно мрачных композиций, полных безнадёжности – в конце всё же остаётся вера в светлое будущее.