Легендарная панк-группа «Бригадный подряд» в январе представила свой новый альбом «Плоская Земля».
Вот, что сам коллектив говорит о релизе:
« … Ни для кого не секрет, что музыканты группы далеко не дети, поэтому проблемы пубертатного периода их волнуют, мягко говоря, очень слабо. Взрослые дядям, читающим книги, уже невозможно заморочить голову модными, сиюминутными политическими лозунгами, броскими картинками и нытьём о том, насколько всё вокруг ужасно.
Их земля уже «плоская», они точно знают, что главное в жизни — это любовь, история — непрерывна, а баррикады проходят не по улицам, они находятся внутри вас…»
В альбоме 13 песен – к моменту релиза большинство из них уже были знакомы слушателям.
Открывает альбом трек «Твоя Москва». Довольно актуальный текст — кто из молодых людей не мечтает сбежать из своего городка и покорить столицу:
«Только вперёд на разбитых коленях,
Выставив острые локти на раны.
Новому сильному поколенью
Сладок воздух московских вокзалов».
К концу песни музыка замедляется и переходит с панка на блюз, а фраза: «твоя Москва» — звучит гипнотизирующим тоном, словно маня молодого слушателя к себе.
Как говорил «великий мыслитель» — котёнок по имени Гав: «Они меня ждут, эти неприятности? Я пошёл!». Вот и здесь также… А твой ли город Москва? Возможно, но этого не узнаешь, пока сам не пойдёшь на этот сладостно манящий голос… А как не пойти, когда твоя Москва зовёт тебя?..
Следующий трек — «Жесть». В названии уточняется – «version 2.0». Эта песня уже выходила на альбоме «Новый сезон» (2016 год). Оригинал более энергичный – вся песня поётся под неутихающий рёв гитар и удары барабанов. В новой версии – длительное, размеренное басовое вступление. Такой звук придаёт эффект «страшилки» — отличная мелодия для психологического триллера или фильма ужасов. Кажется, что ночью, на фоне звенящей тишины, кто-то рассказывает жуткую историю о том, как дети залезли в трансформаторную будку (всё потому что безответственный электрик забыл закрыть дверь)… И началась ЖЕСТЬ!
Философская песня «Плоская Земля» дала название новому альбому. Так почему же всё-таки Земля плоская? Думаю, эту композицию бесполезно разбирать досконально. Её надо услышать и почувствовать. Коллектив смог через небольшой текст и светлую музыку донести до людей свою мысль.
«Земля – ведь это шар!» — кто-то закричит.
Кривизной Земли я не буду сыт.
На моей Земле, сколько не хитри,
Всех вопросов два, а аккордов – три.
«Руки-руки» — по-панковски дерзкая, хулиганская и распущенная песня. Трек выходил в прошлом году на EP «Такая сладкая жизнь» — в новом альбоме музыканты перезаписали гитары по-другому, а также отказались от самоцензуры в тексте (в первой версии кое-какое слово было «запикано», а теперь поётся открыто).
Москве дань отдана, теперь настала очередь Санкт-Петербурга. Красивому городу – красивая песня «Петербургский романс». Обратите внимание, что песня о Москве – быстрая – она словно передаёт бешеный темп этого города. А вот «Петербургский романс» — медленный, мелодичный и… романтичный. Чувствуется трепетная любовь музыкантов к своему городу. Послушаешь — и сразу хочется прогуляться по узким улицам Петербурга…
Ироничная песня «Девчонки» посвящается поклонницам рок-музыкантов:
«Господи, храни девчонок,
Все их слёзы, все их души,
Музыкой разгорячённых
И готовых вечно слушать
Эти песни.
Наши песни».
В куплетах перечисляются «преимущества» каждого музыканта, которые и объясняют, почему девушки могут отдать своё сердце гитаристу, барабанщику, басисту и, разумеется, фронтмену. В последнем куплете от лица музыканта звучит признание в том, что «на сцене он, потому что вам, девчонки, это очень нужно». Наверное, за время своего существования эта песня стала шуточным гимном и девизом девочек-поклонниц на рок-концертах.
Как и было обещано, на пластинке есть любовная лирика — «День» как раз относится к ней. Трогательная песня о том, как встретились два одиноких человека: «Он был разведен, как мост в Питере, она — в вечном поиске, как Гугл-Яндекс». Вполне жизненная история, которая вовсе не похожа на сказочку о любви с хеппи-эндом.
«Степлер» мог бы гармонично звучать в конце альбома – хороший финальный аккорд: «вот музыка тише стала и как-то слабее свет». Но было бы жестоко со стороны музыкантов завершать альбом песней со строками: «Апокалипсис закончился, едва успев начаться. Тараканы с крысами наследовали мир». Искушённый слушатель уже привык, что в конце обязательно прозвучит что-нибудь светлое и жизнеутверждающее. «Кончилось кино за пять минут до счастья» — нет, так не пойдёт! Поэтому впереди — ещё четыре трека. Благодаря припеву, эту песню тоже можно отнести к любовной лирике:
«Скреплены поцелуем,
Как степлером, мы танцуем,
И целого мира мало,
И целого мира нет».
Песня «Чита 1825» переносит нас почти на 200 лет назад – во времена крепостного права, восстания декабристов, ссылок в Сибирь…
Многие поклонники коллектива отметили, что это самый сильный трек на новом альбоме. Действительно, и текст, и музыка в этой композиции достойны отдельной похвалы.
«Быстрым взмахом пера льётся вязь от чернил.
Непорочные письма в ящик стола.
Дробь и порох расстрелянных вечных идей.
Оседает, и грусть светла».
Красоты и чувственности здесь добавило певучее звучание виолончели, на которой сыграл Дмитрий Оганян (басист группы «Кукрыниксы»).
Следующая песня – «Моя свобода». В ней поётся о том, как человек долго искал свободу. Он искал её повсюду и не прекращал свои поиски, потому что друзья уверяли его в том, что «скоро что-то будет — невозможное, прекрасное, волшебное, большое». И когда лирический герой, наконец, нашёл свою любовь, он понял, что:
«Ты для меня свобода.
Ты для меня погода
Ты для меня работа,
Праздники и друзья
Ты для меня удача
Ты для меня задача
Я не могу иначе,
Мне без тебя нельзя»
Прекрасная лирическая композиция. Не зря музыканты в описании альбома говорили, что главное в жизни – это любовь.
Песня «Попса» должна быть хорошо знакома поклонникам русского рока. «Бригадный подряд» выпустил её в 2003 году (альбом «Насилие и sex»). Известность песня получила в исполнении проекта «Рок-группа», в составе которого были Юрий Шевчук, Александр Чернецкий, Илья Чёрт, Михаил Горшенёв, Андрей Князев, Алексей Горшенёв. Тогда эта песня, записанная «супергруппой», громко обсуждалась музыкальными критиками. Илья Чёрт в одном из интервью объяснил: «на мой взгляд, попса — это такое продешевое, похотливое явление, которое играет на низменных инстинктах людей…»
Прошло столько лет, а борьба за жанр в музыке до сих пор актуальна (сейчас мы наблюдаем это между рокерами и рэперами). Но любой здравомыслящий человек понимает, что делить музыку на жанры – бессмысленно и глупо. Об этом правильно сказал Глеб Самойлов: «Для меня поп и рок – определения не жанра, а внутреннего состояния. Если человек говорит честно, искренне и совершает некую конструктивную провокацию по отношению к слушателю, то она может быть выражена в любой форме, на чём и в каком стиле он бы ни играл. Так же обстоит дело и с фальшью – она может принимать самые разнообразные формы, даже гитарных рифов».
Очевидно, что в этой песне «попса» — отрицательное слово, которое вовсе не нацелено на поп-музыку (в этом жанре есть достойные авторы, музыканты и исполнители). Люди с плоским мышлением жадно поглощают и потребляют так называемую смысловую «попсу». В контексте альбома «Плоская Земля» трек «Попса» смотрится гармонично.
Завершает альбом трек под названием «Такая сладкая жизнь». С грустью в голосе Анатолий Скляренко подводит итог: «Да, кто сильнее, тот и прав, здесь любят танцы на костях». Он, разумеется, говорит совершенно верно. Но ведь некрасиво заканчивать альбом на печальной ноте. Поэтому в припеве эта песня всё-таки дарит слушателям веру и надежду на то, что:
«Всё сбудется, всё сложится,
Земля летит горошиной
Пусть страшная, пусть пошлая,
Такая сладкая жизнь».
В 1989 году Егор Летов сказал, что «Бригадный подряд» — единственная панк-группа в Ленинграде. Прошло тридцать лет, но коллектив не сбавляет силы и уверенно держит планку. Он успешно гастролирует и обретает новых поклонников (кстати, денежные средства на запись «Плоской Земли» музыканты собрали с помощью краудфандинговой платформы «Планета»). Поэтому новый альбом достоин вашего внимания и места в аудиозаписях плеера.