Во время новогодних праздников, вдоволь насладившись полувековой эстрадой с Первого (трепетно отобранную пользователями сети Одноклассники.ру), молодежь потянулась во «в Контакте» и обнаружила там Гречку. Релиз дебютного альбома «Звезды только ночью» семнадцатилетней Насти Ивановой состоялся в конце прошлого года, однако заметили его лишь преданные поклонники питерского андерграундного бара «Ионотека» и знакомые Насти из родного города Кингисеппа. Но не прошло и трех недель, как Гречке начали спешно организовывать интервью для «Афиши» и The Village, а не включил в свой новогодний музыкальный обзор юное дарование только самый ленивый журналист. Добавим ко всему забитый Powerhouse, новый сольник в Москве в конце февраля, разогрев «Пошлой Молли» и большой весенний ионотечный тур. А также покровительство ряда Telegram-каналов (или мы меряем популярность в 2018 году чем-то другим?) Итак, кто такая Гречка, вы смутно поняли. Но о чем она поет и как она звучит, вызывая столь бурную реакцию как у школьников из «контактика», так и у искушенных трендоценителей, внимательно следящих за новыми именами на андерграундной сцене?
Драматургия «Звезд только ночью» — это тетрадь откровений современной девочки-подростка из небольшого города: вслед за «Пошлой Молли», представившими на обложке первого альбома собирательный образ своей типичной фанатки, Настя превращает свой дебютник в копилку личных воспоминаний, эмоций и переживаний. Причем сомнений не остается: здесь нет места выдумкам — альбом написан по «горячим следам». Что подтверждает сама Гречка — почти все девушка видела собственными глазами в Кингисеппе. Ну а что представляет собой состояние юной особы, которая спешит познать все прелести взросления? Поток сознания Насти переплетается с резкими перепадами настроения. Альбом открывает трек «мама прости», где героиня рассказывает о том, как ей неловко обманывать маму, но что делать, если «так хочется бухать». И как неприятно пахнет утром после вписки. Если вас это уже смутило, то, наверное, стоит сразу остановиться и пойти переслушать на днях распавшихся «Мы». Ну а для смелых — продолжим, потому что Гречка далеко не так однозначна в своих провокациях. Звучание не менее сбивчиво: с типичного инди переходит в нечто танцевальное, потом — в надрывное и мелодичное как в «Люби меня люби» (видоизмененный кавер на «Отпетых мошенников») и завершается в совершенно иной манере — речитативным юношеским манифестом «Однажды все мы постареем».
Аранжировки (если не их отсутствие) поначалу удивляют своей простотой, но после третьего трека ты начинаешь понимать, что лишние прибамбасы творчеству Гречки совершенно не нужны. Песни о дискотеках под спидами, подружках-наркоманках, нехитрых развлечениях, пока родители на работе, и первой любви Настя сыграла под гитару на диктофон еще два года назад. Записи лежали «в Контакте», где певица и обрела первых слушателей (сейчас они даже злятся, мол, зачем Гречка перезаписала «черновички»). Кстати, название такого жанра — bedroom pop, и в этом смысле Гречка продолжила путь Монеточки, тем более, что уже сама близка к тому, чтобы стать новым интернет-мемом. Студия добавила бас, простые гитарные аккорды и такие же барабанные партии. Все это для того, чтобы вывести на первый план голос Насти — с хрипотцой и усмешками, будто взятый из подъездных посиделок или перекрикивающий шум города во время уличного выступления. «Звезды только ночью» записались за полтора месяца на лейбле Ionoff. Владелец — предприимчивый основатель Ионотеки Александр Ионов, который взял постоянную посетительницу клуба под свою опеку: спродюсировал и выпустил альбом, записал к нему басовые партии, стал личным менеджером и скоро повезет девушку по стране.
Но Гречка, рисуя эту картинку американских горок подросткового максимализма, замешанного с отчаянием, все же не скатывается в тотальную безысходность: сетевая девочка оставляет за собой светлое послевкусие строками «мир одинакового открыт для каждого, вам подают на тарелочке, забирайте граждане». Наивно — с одной стороны, но с другой — что может быть сильнее этой подростковой веры? И Гречка в своих интервью не устает оправдываться: что на самом деле не употребляет наркотики (хотя предлагали), что псевдоним — не отсылка к героину, а просто крупа, и звезды должны быть только ночью, а не всегда, как у подружек-наркоманок.
Вслед за Монеточкой, «Пошлой Молли» и «Мы» Гречка продолжает череду личных интернет-проектов, где вчера ты собираешь донаты на карту, а сегодня собираешь столичные клубы.
8/10