«Чернозем», один из лучших опен-эйров страны, в четвертый раз объединил любителей рок-музыки со всех уголков России.
Одного дня фестиваля мне оказалось достаточно для того, чтобы убедиться, что «Чернозем» – самое душевное событие года!
Почему? Подробности ниже!
Колонна сонных фанатов рока с травинками в помятых ирокезах, нетвердой походкой продвигалась к магазину «Пятерочка», который находился в непосредственной близости от территории фестиваля. Если бы кто-нибудь снимал это шествие – получился бы идеальный клип на акустическую версию песни «Утро группы «Наив».
Наша маленькая экспедиция исследователей «Чернозема» добралась до Татарского вала по следам берцев, гриндерсов, байкерских сапог и босых ног, на звуки симфонического оркестра, бодро репетирующего «Как на войне».
Впервые мы столкнулись с охраной, которую заботили не только вопросы безопасности, но и комфорт посетителей, а собственная важность и «приток Волги – 5 букв» не заботили совсем. Браслеты для прохода ещё не выдавали, поэтому один из представителей службы безопасности пригласил организатора, чтобы тот нас пропустил. А организатор не только пропустил, но и провел экскурсию по территории палаточного городка. Инфраструктуре его, кстати, может позавидовать любой другой фестиваль: питьевая вода, кипяток, печенье, душ, техническая вода (массовые стирки), туалеты, wi-fi – все бесплатно!
Палатки размещались напротив малой сцены, где до и после программы на большой выступали местные и приглашенные группы.
Пока на главной сцене настраивала звук группа «Casual», а на малой зажигала легенда тамбовского рока «Температура тела», мы изучали территорию фестиваля. Палатки с рок-атрибутикой и разнообразным собственным мерчем, импровизированные кафе и площадка для пляжного футбола – достаточно для приятного времяпрепровождения в ожидании выступлений.
«Casual» порадовали активным взаимодействием со слушателем. Публика получила от Алексея Яшина колоссальный заряд добра и света, возможно, благодаря этому слэм на выступлении следующего коллектива «План Ломоносова» получился таким душевным. Падающих не только поднимали, но и обнимали и отряхивали. Хороводы справа и слева от сцены напоминали шестеренки, которые заводили весь фестиваль.
Группу «План Ломоносова» вживую мы услышали впервые.
Песня «Памяти рок-н-ролла» из их нового альбома невероятно понравилась именно в концертном исполнении. Огромную роль сыграло обаяние солиста. Когда Александр Ильин пел: «Я все-таки буду жить!», – и лучезарно улыбался, невозможно было остаться равнодушным. На песне «Резкая, как «нате» голос сорвали все: и музыканты на сцене, и фанаты на поле, и даже кассиры в «Пятерочке». «Мосты» и «#ялюбовь» получились очень надрывными, обнажено искренними, до бескожести.
У русского панк-рока большое будущее с такими командами, как «План Ломоносова».
Пока к выходу готовилась группа «Виктор», VJ Chuck развлекал зрителей. Контакт с аудиторией был на таком уровне, будто все мы старые друзья, а этот парень – душа нашей компании.
Трибьют «Кино» в исполнении «Виктора» приятно удивил. Я была настроена скептически, но оказалось, что деятельность этих музыкантов нельзя описать словом «подражание», только «уважение». Песни Виктора Робертовича Цоя пели все без исключения.
Группа «Город 312» вышла на сцену в предвкушении той самой душевности «Чернозема»: Юрий Юлианович Шевчук, хэдлайнер первого дня, успел рассказать музыкантам «как же там хорошо». И публика не подвела! Внимательно отнеслись к малоизвестным «неформатным» композициям, хором пели хиты.
Какой-то час назад брутальные мужчины в футболках «План Ломоносова» жгли фаеры, а теперь они же затянули: «Останусь пеплом на губах». Слушатели фестиваля хором поздравляли звукорежиссера «Города 312» с днём рождения, это так тронуло музыкантов, что они предложили аудитории выбрать следующую композицию на свое усмотрение.
Самым ожидаемым для меня было выступление «The MATRIXX» с Воронежским молодёжным симфоническим оркестром.
Справится ли команда техников с озвучиванием такого огромного коллектива в полевых условиях? Смогут ли музыканты остаться в формате рок-группы в сопровождении симфонического оркестра, а не превратиться в часть этого оркестра?
Во время увертюры слушатели заметно насторожились. Возможно, кто-то и смог сразу проникнуться и оценить, какую красивую музыку пишет Глеб Самойлов, но основной эмоцией было напряжение: «На сцене девушки в вечерних платьях с виолончелями, а мы здесь пиво пьем»… Оно ушло лишь с выходом фронтмена, который в своей характерной манере поприветствовал «черную землю».
Я уже видела подобный перфоманс от «The MATRIXX» в «Crocus City Hall», была в восторге, но, то ли волшебная атмосфера «Чернозема», то ли энергия молодежного оркестра (в Москве группу сопровождал солидный «Глобалис»), то ли накопившийся опыт подобных выступлений у музыкантов, то ли все факторы сразу вывели программу на новый уровень.
Во время исполнения песни «Два корабля» сцена превратилась в океан, скрипки будто закачивали на волнах умирающего капитана. На мой взгляд, некоторым композициям из репертуара «Агаты Кристи» оркестр буквально подарил новую жизнь. «Два корабля» – одна из них. А еще одна – «ХалиГали Кришна». Второй раз наблюдаю, как эта песня заколдовывает тысячи людей. Но теперь сыграло роль приподнятое настроение солиста – на каждый удар бочки он отзывался: «Гоп! Гоп! Гоп!». Видимо, после хороводов под «План Ломоносова» концентрация «особенностей национального отдыха» в воздухе была очень высока: в не менее психоделическую песню «Космос» Глеб Самойлов, иронизируя над собой же, вплел интонации «русской тоски»: «Космос глубокай…я одинокай…».
«Ураган» своей энергетикой публику уничтожил. Перед сценой стояли несколько десятков тысяч девочек Элли, которые вернулись в Канзас, а на месте домика только игрушки, разметанные ураганом.
Как никогда актуальную «Жить всегда» пели даже участники оркестра.
В «Пуле» нельзя не отметить вокал Глеба. Принято считать, что русский рок берёт душевностью исполнения, а не качеством. Но и Ая из «Города 312», и Глеб Самойлов, и Валерий Александрович Кипелов (разумеется!) растоптали этот стереотип на «Черноземе».
«Чудеса» получились очень лиричными, балансирующими на грани между ужасом бытия и пустотой, в которой нет места даже ужасу. Обострялась эта грань ужимками Глеба, точно такими же, как в безумном 98-м. «Танцуй», «Секрет», «Абордаж», «В такси», «Ненормальный» и ещё раньше «Москва-река» – одинаково горячо и исполнялись, и принимались. Группа со стороны выглядела, как семья: очень внимательно друг к другу прислушивались, друг друга же заводили и передавали свое настроение слушателям. Наконец, Глеб с Валерой выяснили: «Кто там за небом? Что там за кадром?»… Тамбовские волки, конечно!!!
Во время исполнения «Ковра-вертолета» и «Опиума для никого» публика, кажется, решила бросить вызов музыкантам: кто громче? Глеб вызов принял и мужественно пел от начала до конца. А «Как на войне» исполнял уже хор слушателей без солиста, но он периодически перехватывал инициативу у публики во время куплетов и не отдал нам на растерзание свои припевы.
Завершился сет «Дворником». Кажется, Глеб ощутил необходимость соответствовать оркестру, взмахивал рукой и раскатистым баритоном с загробными нотками рассказывал о том, что случилось с тем, кто шел дорогую мечты. Закралась мысль, что мы могли бы иметь в лице Самойлова звезду эстрады с оперными амбициями: «Подмосковные вечера» в его исполнении в этот момент представились очень явно.
В итоге, судя по крикам публики: «Молодцы!», – эксперимент с оркестром на фестивале удался!
Последним на сцену «Чернозема» в этот день вышла группа «Кипелов».
После «The MATRIXX», казалось, сил уже нет. Но это только казалось!
«Вавилон», «Я здесь» и «Я свободен» воскресили давно павших бойцов музыкального фронта. Валерию Александровичу Кипелову подарили букет цветов. Где ещё это возможно, кроме как на «Черноземе»?
После «Кипелова» на малой сцене с акустической программой выступал Костя Кулясов («АнимациЯ»). Общение с публикой, переходящее в полноценную беседу, любимые песни… уезжать с «Чернозема» не хотелось. Просто «снять пробу» для первого раза оказалось недостаточно, поэтому на следующий год мы снова отправимся в Тамбов. Действительно, самый душевный фестиваль. Желаем ему таким же и оставаться!