Пока весь мир сходит с ума от страха перед коронавирусом, а наша страна обсуждает «обнуление» президента и падение курса рубля, мы решили вспомнить, что история знает еще более ужасные события — это мировые войны, которые унесли миллионы жизней и привели к огромным разрушениям.
И, несмотря на то, что на дворе была пятница 13-е, я решила не быть суеверной и вместо лекций по истории в университете поехала на концерт шведской пауэр-метал группы Sabaton, которая в музыкальной форме увлекательно рассказывает об истории мировых войн. Их последний альбом Great War — это настоящее произведение искусства. Sabaton создали яркую картину сражений и поведали историю войны и героизма отдельных людей с помощью своих текстов и мощной, как звуки военной техники, музыки.
Sabaton всегда заботятся о том, чтобы концерт стал не только музыкальным выступлением, а превратился в качественное шоу с пиротехникой и другими визуальными эффектами. В этот раз сцена стала полем битвы: колючая проволока, барабанная установка — на танке, по периметру — баррикады из мешков с песком, а к микрофонным стойкам прикреплены каски. Все члены группы традиционно в камуфляжных штанах. Всё это на фоне большого видеоэкрана, на котором показывали не только анимацию и архивные записи, но и трансляцию концерта. Таким образом кадры накладывались друг на друга, создавая иллюзию соединения времен и миров.
Sabaton обладают даром — проживать каждую историю, о которой они поют. Каждый слушатель, даже если не знает тексты наизусть, понимает, какие военные истории рассказывает Sabaton в своих композициях.
Для того, чтобы «раскачать» зрителей, герои вечера привезли с собой эксцентричную шведскую группу AVATAR. Шведы были полны энергии и энтузиазма, знали, как развлечь толпу, завладеть вниманием и сделали это мастерски. Никогда раньше я не слышала эту группу, но теперь их треки пополнили мой плейлист. Редко когда разогрев хотят слушать еще и еще, а не тактично «просят» со сцены.
После непродолжительного перерыва «в бой» вступили Sabaton. Для них концерт — это настоящее сражение, сцена — зона боевых действий, а они на ней будто пехотинцы. Свет в зале погас, и толпа стала скандировать: «Sabaton!». В качестве вступления звучали саундтрек-версии песен с нового альбома 2019 года Great War. Напряжение нарастало с каждым аккордом, и вот занавес упал: музыканты вышли на сцену, чтобы исполнить для ликующей публики фирменную «открывашку» Ghost Division. Взрывы фейерверков, и «fast as the wind, the invasion has begun» (стремительно как ветер вторжение началось). Йоаким Броден начал петь мощно и напористо, используя жест fist pump: когда сжатая в кулак рука поднимается, а затем резко и энергично опускается вниз ближе к телу. Толпа моментально подхватила это движение и повторяла вслед за вокалистом. Когда Йоаким сказал по-русски: «Спасибо, Россия», — глаза фанатов загорелись от восторга, и в тот же момент в них отразились красные фейерверки. Двойной взрыв эмоций! Мощный звуковой поток, сотканный из тяжелых гитарных рифов, грохочущих барабанов и могучего вокала, красочное освещение и яркая взрывная пиротехника поддерживали на протяжении выступления бешеную и приподнятую атмосферу. Даже на трибунах стало жарко, когда началась заглавная песня с нового альбома Great War — столь же эпичная, как и Первая мировая война, о событиях которой в ней рассказывается. На припеве зал громко и отчетливо подпевал слова «Great War», и они, многократно отражаясь от стен, разносились по стадиону, создавая чарующий эффект. Не удивительно, ведь эта композиция с цепляющим припевом и вдохновляющей историей стала хитом сразу после выхода альбома. И вот сцена утонула в зеленом свете — наступило время газовой атаки. На сцену вышли Крис и Томми в противогазах, а вслед за ними Олег Абрамов, известный как RADIO TAPOK. Было непривычно, но приятно слышать русскую версию The Attack Of The Dead Men, ведь этот эпизод войны напрямую связан со страницами нашей истории — обороной крепости Осовец. Йоаким Броден распылял «газ» из баллона, закрепленного у него на спине, создавая эффект того самого густо-зеленого хлорного тумана, из которого на немцев выступили умирающие русские солдаты, оттеснив наступающих и отразив атаку.
«Это удивительно! Добрый вечер, Москва! — Йоаким не мог сдержать восторга и постоянно улыбался, весело общаясь с фанатами, — мы сыграем для вас еще одну композицию с нового альбома — Seven Pillars of Wisdom». Стоит отметить, что Sabaton сделали отличный сет-лист: композиции последней пластинки были разбавлены главными хитами группы. Видеоряд идеально дополнял исполнение каждой песни: визуальное сопровождение полностью погружало нас в мир образов и событий. Во время Seven Pillars of Wisdom на экране мы видели песочные долины и древние архитектурные сооружения, что напоминало не только о британском археологе, писателе и дипломате Томасе Лоуренсе, но и о сложнейших съемках кинематографического клипа на эту песню, которые проходили в пустыне Сахара. Несомненно, вокалист всегда притягивает к себе внимание, но упустить из виду Томми и Криса было невозможно. И не только по причине быстрых и техничных соло. На песне The Lost Battalion гитаристы решили позабавиться: они синхронно играли и ловко перекидывались медиаторами. «Четкие парни», — подумала я. «Вы видите самолет на сцене? — спросил Йоаким, указывая на модель триплана Fokker Dr. I, — на самом деле это не самолет, а орган Хаммонда. Я покажу вам, сыграв любую мелодию. Например, AC/DC, Sabaton или что-то русское (играет гимн России)». И вот зазвучало вступление The Red Baron — одного из самых заразительных треков нового альбома. В фан-зоне моментально начался мош-пит, а Йоаким просил подпевать и зажигал толпу всё больше и больше. Восторженные поклонники громко выкрикивали: «Baron», — а потом запустили на сцену авиационную дивизию из красных бумажных самолетиков.
После исполнения бравурной The Last Stand Йоаким обратился к зрителям: «Это фантастика! Взгляните на мои руки, кожа покрылась мурашками!». И тут кто-то из толпы бросил в руки Криса банку пива. «Это пиво? Для меня? — искренне радуется Йоаким. — Спасибо (благодарит он по-русски)». Это действительно было прекрасно: музыканты и фанаты — все получали огромное удовольствие. Они были открыты друг для друга, обменивались энергией, и это создавало ощущение полного единения группы и слушателей. На лицах музыкантов сияла заразительная улыбка, которая не могла не вызвать восторг публики. Пока Йоаким наслаждался пивом, Крис и Томми стали наигрывать разные мелодии, на что фронтмен сказал одному из них: «Засранец!». И вот тут уже зал взорвался от смеха. Следующую композицию Sabaton адресовал всем людям, родившимся на русской земле, ведь она посвящена Курской битве — самому крупному танковому сражению Второй мировой войны. За ней прозвучала Panzerkampf. Йоаким исполнил ее с полной самоотдачей и на высочайшем уровне. Трудно сейчас представить, что он был клавишником и не собирался становиться фронтменом группы на постоянной основе. Йоаким тогда временно взял на себя обязанности вокалиста, но лучше него так и не нашли. Исполнение одной из моих любимых песен Night Witches стало самым запоминающимся. Йоаким Броден вышел на сцену в светоотражающих солнцезащитных очках-авиаторах, виртуозно подбрасывал во время пения микрофон, а под конец взял гигантскую базуку и выстрелил в танк, на котором сидел за ударной установкой Ханнес Ван Дал. Огненные пушки изрыгали на припевах пламя, и я снова почувствовала легкий жар. Attero Dominatus напомнила уроки латинского языка, а последующие за ней Fields of Verdun и The Price of a Mile заставили в очередной раз задуматься об ужасах войны и жизнях, которые она унесла, о цене победы. Sabaton уловили все оттенки военных событий и смогли передать это посредством музыки и текстов так, что невозможно это воспринимать без эмоций. Стоит отметить, что живое исполнение песен всегда отличается от прослушивания их через колонки или наушники, здесь каждой клеточкой тела одновременно чувствуешь величественность и трагичность этих композиций. Обилие огненных залпов в начале The Lion From the North и техничные скоростные соло с использованием рычага вытащили меня из размышлений, оживили внимание, и я заметила, что музыканты были уже в черных плащах.
Основная часть концерта завершилась протяжной и вязкой Carolus Rex, поэтому толпа требовала немедленного выхода на бис. Голоса фанатов сливались в единый гул, который усиливался: «Sabaton! Sabaton!». Музыканты не заставили себя долго ждать и вернулись на бис с четырьмя песнями Primo Victoria, Bismarck, Swedish Pagans и To Hell and Back. Видеоэкран стал огромным телевизором, на котором показывали архивные кадры «Дня Д». Звуки выстрелов и авиации, фейерверки-искры будто закоротивших проводов и стук сердца — началась Primo Victoria. Казалось, что пол сотрясался от прыгающей толпы и сокрушительной, рельефной ритм-секции бас-гитары Пэра Сундстрёма и ударных Ханнеса Ван Дала. Во время исполнения композиции Bismarck обилие оранжево-красных выстрелов огня в синем свете выглядели очень эффектно, казалось, на этой песне Sabaton решили выпустить весь припасенный для этого фантастического вечера огонь. Ну и как же без шуток и смеха? После того, как они сыграли главный хит, Йоаким надел на себя шапку с рожками а-ля шлем викинга, а Томми и Крис стали поочередно предлагать известные хэви-метал песни, чтобы продемонстрировать свои музыкальные способности. «Я уже говорил тебе, что ты засранец?», — обращается к Томми Йоаким. Наиграв разные песни, Sabaton перешли к исполнению Swedish Pagans. Гимноподобная песня с маршевым ритмом заставляла фанатов подпевать и хлопать в ладоши. «Мы рады видеть тысячи улыбок и по-настоящему счастливы. Спасибо, Москва!», — обратился к фанатам Йоаким от имени всей группы. И в завершение вечера шведы исполнили еще один мощный хит — To Hell and Back. Выстрелы зениток накрыли зал дождем из листовок с иллюстрациями, символизирующими песни Sabaton. Заключительный взрыв, и музыканты покидают сцену.
Сетлист: