Вы чувствуете, как стремительно термин «рейв» снова набирает популярность?
Миф о «лихих 90-х» рушится, новое поколение воспринимает его как оружие запугивания, очередное средство контроля, и мудро пытается одомашнить Цербера, сменить патронташ на неоновый ошейник. Как следствие, воскресают другого рода атрибуты темного прошлого, вызывающие священный трепет, а не животный страх. Рейв – один из них. Его актуализация гораздо логичнее и полезнее для общества, чем торговля образом доброго Брата, решающего все проблемы при помощи обреза.
Рейв – пир во время чумы: если его душеспасительность еще можно поставить под сомнение, то актуальность – ни в коем случае. Он позволяет выплеснуть энергию без вреда для окружающих, при этом быть самим собой, оставить условности и сбросить маску, забыть о социальных ролях. Рейв – это антирутина.
В статье «Метрополя» на эту тему утверждалось: «В начале 90-х художники, музыканты, наркоманы, бизнесмены, бандиты и, наконец, равные им по пустоте сознания гопники поочередно примыкали к рейв-движению, пока оно окончательно не коммерциализировалось в начале двухтысячных.
Сейчас русский рейв — гордый и бессмысленный побег в мир фосфоресцирующих рисунков, надувных фигур и кустарного фаер-шоу. Выездной корпоратив, где комфортный ночлег и приспособленная парковка интересуют участников больше музыки и ассортимента предлагаемых таблеток».
Но журнал «Метрополь», к сожалению, исчез раньше, чем пришел спаситель – GSPD.
Год назад Давид Деймур, он же GSPD, собрал на своем первом сольном концерте-рейве 80 человек.
На его последний во всероссийском туре концерт 11 ноября 2018 года в «ГлавСlub Green Concert» все билеты были распроданы задолго до даты проведения мероприятия.
Рейвер, который переосмыслил семь смертных грехов и создал полноценную любовную драму в концептуальных альбомах, снял клипы, по уровню самоиронии конкурирующие с «Little Big», пропагандирует гоп-культуру, и больше всего его пропаганда напоминает культовую книгу Владимира Козлова «Гопники», выпущенную в начале нулевых издательством Ad Marginem.
Судя по публике на рейве в Москве, аудитория GSPD – преимущественно школьники, которые хотят танцевать. Те самые, из песни Цоя, с сердцами, работающими, как новые моторы. Другие сердца такого слэма бы не выдержали.
Условно концерт «для самых выносливых» можно разделить на несколько блоков:
Первый – разгон. Динамичные тематические треки «Uber Black» (кстати, Давид работал водителем в компании «Uber»), «Ты подсела на игру».
Движение слушателей в зале напоминало шестибалльный шторм: волны людей бились об ограждение у сцены. Брызги в виде футболок и бутылок летели во все стороны. Когда на сцену упал лифчик, Давид с улыбкой прокомментировал: «О, первый!».
Второй блок – классика дискотеки, беспощадная к нежным девичьим сердцам. «Дура» – немного рэпа после рейва. Трек, записанный на гарнитуру смартфона, в живом исполнении прозвучал более выигрышно за счет эмоциональности Давида и качества аппаратуры. «Ультразвук» и «Катя Кищук» не оставили женской части аудитории никаких шансов на равнодушие к исполнителю: он никого не любит, никого не ищет, но он здесь номер один – как в него не влюбиться?
Следующий блок – гимны поколения, универсальные песни, близкие каждому присутствующему в зале.
«Поколение греха», главный хит с последнего одноименного альбома, сопровождался видеорядом из фотографий шедевров живописи. На фоне полотен Рафаэля и да Винчи Давид кричал: «Поколение греха – нас запомнят на века», – происходящее напоминало безумный ритуал. Неожиданная инфернальность образа GSPD заставила следующие композиции зазвучать в непривычном ключе, особенно «Девочка-лимита», которая «попала не туда», почему-то стала вызывать недобрую улыбку.
«Не верь, не бойся, не проси» – кажется, этот девиз окончательно укрепился в заоконном и не зарешеченном мире. Даже танцы Давида стали больше похожи на бокс.
(Аппаратура внезапно создала ремикс, что совсем не повлияло на качество исполнения).
На протяжении всего концерта на сцене танцевали несколько человек: едва ли их можно было назвать шоу-балетом, потому что выглядели они как продолжение рейва в зале и, вероятно, присутствовали для создания настроения.
После песни «Ночной рейв» Давид попросил поаплодировать танцорам, потому что «если бы не они, у нас бы не было танца».
Свет в клубе также заслужил особого внимания. Цветовая подсветка и видеоряд создавали необходимую для конкретной песни атмосферу, а лазерное шоу было настолько грандиозно, что ставило под сомнение реальность происходящего.
«Красивая Россия» по содержанию, оформлению и настроению могла бы быть хитом группы «Убийцы Crystal» (до концерта таких мыслей не возникало).
А «Евроденс» стабильно органичен исключительно самоироничному Давиду.
Жесткий слэм продолжился во время выступления приглашенных гостей: «KARATE» и
«XS Project»; последний организовал в зале игру «стенка на стенку» и продемонстрировал мастерство DJ, чем очень порадовал зрителей.
С Давидом они исполнили совместный трек «Techno Baby».
Хит «NFS Underground» ознаменовал начало романтического блока.
После поздравления с днем полиции, Давид в фуражке спел голосом подростка-психонавта «Я тебя никогда не отдам мусорам», пожалуй, самую трогательную свою песню. Продолжил тематику подросткового возраста трек «Рейвы важнее школы» (публика повторяла припев хором, как заклинание).
«Дьявол носит Прада» и «JUMP» зал кричал так, что заглушил GSPD.
Но все же на правах духовного наставника («Ты примешь на рейве новую веру» Р. Смирнов), Давид проинструктировал юных влюбленных песней «Первое свидание». На втором куплете с потолка клуба посыпались красные воздушные шарики в форме сердец.
Романтическое настроение сохранилось ненадолго: уже на следующей песне Давид носился по сцене с портативной дым-машиной и кричал: «Я стреляю прямо в сердце, тебе никуда не деться». (Песня «220»). Будто в подтверждение слов о том, что деться девочкам с сердечками в руках некуда, прозвучали «Восьмиклассница» и «Девочка-тинейджер».
Без «Героинового шика» и «Drug family» это был бы просто концерт, а не рейв, и в финале Давид спел песню «Автомат» с рефреном: «Я твой новый Юра Хой».
Не согласиться с этим невозможно. GSPD не интеллектуальная электронная музыка, это электро-панк, способ выплеснуть энергию, потанцевать на динамичном, продуманном и очень качественно сделанном концерте (даже искусственный снег, медленно падающий во время исполнения «Героинового шика», выглядел, как настоящий) и получить удовольствие.
Единственный побочный эффект данного развлечения: на эту игру очень просто подсесть. И уже не стереть из памяти: «Ту-ру-ду-дам туру-тум-дум-дам – я тебя никогда не отдам мусорам. Ту-ру-ду-дам туру-тум-дум-дам – я тебя никогда никому не отдам».