19 января самый таинственный и мрачный отечественный рок-коллектив Глеб Самойлов & The Matrixx открыл свой гастрольный тур 2019 года концертом в московском клубе “16 тонн”. Афиши обещали почитателям творчества группы «Лучшее и премьеры». В то же время директор и барабанщик Дмитрий Snake Хакимов в Instagram «пугал» слушателей запланированными музыкальными экспериментами, которые сами по себе должны быть вызовом для коллектива. Эксперименты действительно присутствовали, но иного рода.
Во-первых, The Matrixx, кажется, решили опытным путём проверить, возможно ли каждый месяц собирать полные клубы в одном городе: напомним, 2 декабря группа сыграла аншлаговый концерт в Известия Hall. И в «16 тонн» тоже были распроданы все билеты.
Во-вторых, программа состояла в основном из песен The Matrixx, вошедших в последний альбом «Здравствуй», и композиций Глеба Самойлова, созданных ещё в «Агате Кристи», но обделённых концертным исполнением. Естественно, без хитов не обошлось.
Однако, если говорить о премьерах в прямом смысле слова без каких-либо условностей (например, «Навеселе» впервые сыграл Дмитрий Хакимов, но, вообще, песня была дважды исполнена в декабре 2018-го) — их не было.
Надрывной Ein Zwei Drei Waltz группа открыла концерт. «Вальс, жестокАй вальс…» – Глеб выделял окончания слов в своей неизменной манере, а в припевах и коде переходил на надрывный крик – эффектно, хоть и пугающе. После первой песни лидер группы поздравил гостей с Новым годом, а гитарист Валерий Аркадин сменил свою PRS на акустику.
Второй композицией была выбрана песня «Дружок» из последнего альбома группы. В ней особенно акцентировано звучат гитара и бас: их риффы создают ощущение нежелательного присутствия и преследования, дополняя тем самым внушающий ужас текст. «Дружок» звучит позитивно только в случае, если это кличка собаки, согласитесь?
Шквал оваций вызвала «Романтика» из альбома «Живые, но мёртвые», вышедшего шесть лет назад. Слова песни достаточно разогретая публика вслух повторяла за вокалистом. Пропев о мучительной агонии романтики, последнего шанса мира на спасение, музыканты переключились на новые страдания – «Умереть за любовь». Она звучит жутко и завораживающе-настойчиво; в рефрене вокал опять-таки дополняется болезненными криками. Но ведь именно так это, на первый взгляд, упадническое настроение текстов позволяет слушателю понять, что вся гнусность лишений и бремя принятия боли знакомы любому человеку. Слушатель чувствует себя исцелённым, поскольку он больше не остаётся один на один со своими демонами.
Песня «Вольно» из репертуара Агаты Кристи начала 90-х годов, увлекательно рассказывающая о взаимоотношениях мазохиста, знающего, что такое счастье, и его партнёра-садиста, которому требовалось бы стать посмелее, как и всегда доставила радость поклонникам. «Вольно» был шестым треком альбома «Позорная звезда», этот альбом и проложил фундамент коммерческого успеха Агаты Кристи.
«А следующей песне я придумал новое название – «Первое января. Утро», – пошутил Глеб Самойлов, после чего перешёл к исполнению композиции «Сердце и печень». За ней последовали невесёлая «Навеселе» и «Танцуй», ничуть не побуждающая пуститься в пляс.
«Пуля» – песня из Постальбома (2000) была написана специально к кинокартине «Сёстры» Сергея Бодрова-младшего. Зрители в зале, кажется, пели её ничуть не тише, чем сами артисты.
Затем музыканты вновь вернулись к последнему альбому. «Синие цветы» была исполнена экспрессивно, с множеством интонационных акцентов. А в уже не новой композиции «Любовью» артисты поведали слушателям, как не стоит заниматься сексом, ибо «Сто вагин, а я один», «Комната залита кровью» и прочие казусы, связанные с неумением рассчитывать свои силы и возможности.
Песня «В такси», написанная Глебом Самойловым для Агаты Кристи, была выпущена в 2010 году. На тот момент к АК уже присоединился Дмитрий Хакимов, а сам коллектив объявил о завершении совместного творчества братьев Самойловым из-за их принципиальных разногласий. Во время исполнения этого хита вокалист недоуменно хватался за голову: «Она?! Везёт?! Меня?! Домой?! О, боже мой…», – зрители были в полнейшем восхищении, проблемой не прониклись, и пели вместе с ним. Следующую песню «Дыра» Глеб также исполнил вместе со своими поклонниками.
«С.С.» из последнего альбома звучит неординарно для этого коллектива: в куплетах – речитатив, а припев и вовсе пел не Глеб Самойлов, а их бас-гитаристка и клавишница Станислава Матвеева. В общем, после такого «Никто не выжил, никто не умер».
«Последнее желание» группа распевала хором под аплодисменты и крики поклонников, за ней последовала «Порвали мечту», после чего музыканты удалились.
Спустя короткое время команда вернулась на сцену и исполнила трек «Звезда» – это была последняя из представленных в этот вечер песен матрицы. Слушатели с не меньшим трепетом отнеслись к композициям из последнего альбома, вероятно потому, что «Здравствуй» получился в духе Агаты Кристи.
В абсолютно новой по своему звучанию песне “Каменное дно” слушатели узнали переаранжированную “Чёрную луну” из альбома “Опиум” 1995 года. Спустя почти четверть века после премьеры эта печальная, но в то же время динамичная композиция не может оставить слушателей равнодушными.
По сложившейся рокерской традиции, концерт начался с 45-минутным опозданием. Пока техники проверяли настройки звука, некоторые зрители не теряли времени даром и оккупировали бар. В результате, до выхода музыкантов и во время концерта в зале вспыхивали драки. Но в связи с тем, что клуб был буквально забит, «махать кулаками» не было физической возможности. Тем не менее это никак не повлияло на общее впечатление; многие гости уже по окончании выступления отмечали, что концерт был потрясающим. К счастью, этому способствовала и общая обстановка, и хороший сценический свет, и сравнительно неплохой звук. Для зала с подобными акустическими характеристиками звучание было действительно разборчивым и довольно сбалансированным. По всей видимости, зрителей оказалось намного больше, чем планировалось изначально – зал был переполнен, что вызывало ощутимый дискомфорт, «16 тонн», пожалуй, лучший клуб для «камерных концертов», а мероприятия с таким количеством и такой активностью людей становятся настоящим испытанием для всех присутствующих. В любом случае зрители покидали клуб чуть помятыми, но счастливыми.