Пройдя через металлоискатель, мы с фотографом немного растерялись. Слева на маленьком островке-газоне отдыхают от «Боли» посетители фестиваля. Справа стоит будка The Village. Позже мы заметили на ней надпись: «Поделись своей болью». По задумке в будке, разделенной на 2 части должны оказываться случайные люди: музыканты, организаторы и прочие. Каждый желающий, на условиях полной анонимности, может зайти с другой стороны и высказаться. Мы же пришли не изливать свою боль, а делиться с вами «Болью» общей, так что оставим в покое нуждающихся, закончим с лирикой и пойдём вперёд, так сказать, на разведку.
Изучив карту «Боли», решаем посетить, прежде всего, обособленную от остальных отсутствием связующих путей сцену «Гегель», где сегодняшнюю «полифоническую боль» открывает группа Влажность. Образ солиста визуально тяготеет к Дэвиду Боуи или персонажу “Шоу ужасов Рокки Хоррора”, а сценической подачей — к Кириллу Бледному (Пошлая Молли). Появившись на сцене в светлой шубе на голое тело, узких штанах и с блесткам на щеках, Никита проговорил в микрофон что-то, обозвав присутствующих нецензурным словом. В прошлом году он показал свой половой орган журналистам на вечеринке Faces& Laces, находясь в нетрезвом состоянии. Выступление группы состоит из панкового звучания, выкриков в микрофон, сопровождающихся нецензурной бранью и хаотичными движениями солиста, который переодически сбегал со сцены к краю ограждения. Не будь мне за 20, я бы, наверное, смогла по достоинству оценить всю прелесть незрелого панка, однако, простояв минут десять в попытке разглядеть за всей этой показухой хоть крупицу новой идеи, иду вместе с фотографом изучать обстановку дальше.
На “Канте” готовятся к выступлению казанская группа «Имя Занято». Две фронтвумен явно волнуются, произнося вступительную речь. Видимо, для группы это первое масштабное выступление. За право выступить здесь девушки боролись в конкурсе Levi’s® FRONTWOMAN, и победили! Представляясь, вокалистки предлагают немного пофлэксить и разогреться.
“Правда, сейчас всего два часа дня, но мы попробуем”.
Расслабляющий бит постепенно цепляет собравшихся, заставляя двигаться в такт. Некоторые фанаты действительно приехали из Казани, чтобы послушать и поддержать. Харизматичный битмэйкер в маске, задав ритм, уходит в свой собственный отрыв, а девушки у микрофонов “воют на луну”. Вокал немного проваливается и, временами, не попадает в ноты, однако ко второму треку звучит уже намного плотнее и увереннее. Нойзовый звук гитары приятно сочетается с партией битов.
Оставив чилящих “на расслабоне” ребят, мы направляемся дальше и случайно забредаем в “Антишколу”. На вопрос “что там?” девушка отвечает довольно интригующе. Трехчасовой перформанс, который можно посетить в любой момент. Зайдя внутрь, видим непонятную инсталляцию, состоящую из нагромождения различных предметов друг на друга. Несколько человек лежат на полу. На их футболках написано: “Мы взрослые умные люди, знаем, когда вставать, а когда ложиться ложиться ложиться” – последнее слово, выделенное другим цветом, повторяется три раза. Чуть левее девушка с апатичным выражением лица бьет себя по щеке. Рядом с ней парень протягивает гостям панаму, собирая подать. Такое сбивающее, на первый взгляд, с толку поведение – иллюстрация к надписи, выведенной проэктором на стене:
“русские! остановитесь!
Вы можете оказать реальную помощь жертвам насилия.
Добровольный взнос => пощечина перформеру”
Основное же действие происходит в соседней комнате. Маленькое пространство, бьющий зрителям в глаза свет. Три девушки сидят напротив зеркал. В глубине комнаты парень в белой маске-чехле с красными кругами в области глаз (что невольно навевает ассоциацию с образом палача), манипулирует с инструментом, издающим хаотичную волну режущего шума. Поочередно девушки кричат, обращаясь то ли к своему отражению, то ли к тому, кто должен быть вместо него, имитируя бытовую ссору, вытаскивая наружу всё невысказанное.
“Мне, б***ь, больно! МНЕ БОЛЬНО!” – вырывается из потока фраз. Каждое слово можно выделить восклицательным знаком.
Проект Ады Мухиной, Дарьи Юрийчук и Ольги Таракановой, создателей спектакля Locker Room Talk, а также директора центра “Насилию.нет” Анны Ривиной – лекционный перформанс “Язык харрасмента и сопротивление сексизму”, помимо заявленным в названии целям, направлен на привлечение внимания к особо острой на сегодняшний день проблеме домашнего насилия.
Ироничный акт самопожертвования – гиперболизированное отражение реальной ситуации, где скрытое насилие возросло настолько, что в борьбе с ним тебя просят внести хоть какой-то вклад: пожертвуй деньги или, хотя бы, оставь свою злость здесь, и таким путем избавь от страдания близких.
Фотограф давно убежала снимать дальше и я, выйдя из “комнаты боли” нахожу коллегу в пространстве «Арендта», где народ слэмится под бодрый панк группы «Универсамчик».
Параллельно на главной сцене рубят свою неординарную музыку “парни постарше”, группа «Комба БАКХ». Их творчество плохо поддается жанровому определению. Это какая-то лютая смесь рока, хип-хопа, православной тематики и фолк-мотивов. Одним словом, название “Комба” полностью оправдывает себя.
“Не буду рвать я струны больше” – говорит Аполлон (сценический псевдоним вокалиста Алексея Логвинова), откладывая в сторону гитару.
Протяжный фолк сменяется хип-хоп речетативом. Из-за того, что звук рассеивается по всему пространству, слов разобрать не удается. Одно понятно, их музыка, как и, соответственно, их публика сильно отличается от предыдущих коллективов. После нескольких треков Алексей, изображая старческую одышку, снова берет гитару со словами:
“Ой, чуваки, что-то я напрягаюсь”.
Акцент на возрасте не случаен. Коллектив был основан аж в 2000-м году и его участники куда более зрелы, чем большинство присутствующих.
Сделав круг, возвращаемся на сцену “Гегель”, где только начался сет группы «Деревянные Киты». Вокалистка у синтезатора — девушка, на вид не старше пятнадцати, в легком платье, со стразами-каплями на лице. Фоновым рядом растекаются текстуры в фиолетово-голубых тонах, которые, благодаря проектору, отражаются на ее фигуре. Ее голос напоминает пение нимфы. В руках девушка держит китайский зонтик. Космоэлектровосток, пробивающийся из глубины вод к солнцу — такая ассоциация приходит мне на ум. Их выступление во всех смыслах эстетично: картинка идеально дополняет музыкальный ряд. Под конец замечаю в зале участников «Комба БАКХ».
Тем временем на главной сцене отжигают «Бакей», а на «Канте» творится «ШТАДТ». Ещё издали грудную клетку пробивает низкая волна барабанов, напоминающих ритуальный обряд. На их фоне электроника перебивается плотным рыком вокалиста. Заходя внутрь, ожидаешь увидеть группу из трёх человек минимум, но оказывается, герой на сцене только один.
От агрессивного даркрейва ретируемся на островок, свободный от боли – сцену “Фуко”, где сидя на ступеньках, идущих чуть наверх по принципу амфитеатра, посетители расслабленно впитывают звуковые потоки инструментального Low Kick Collective. Ведущая партия саксофона дополняется скрипкой, контрабасом, ударными и электронными сэмплами – интересно звучащий электро-джаз. Атмосфера здесь кардинально отличается от происходящего на других площадках. Если весь фестиваль — боль, то они, скорее, анестетик.
Хотите потяжелее? Сцена “Арендт” в этот момент похожа на ящик Пандоры. Стоило открыть черную дверь, ведущую внутрь, как нас насквозь пробила ударная волна гитар и дикого скрима, да так, что глаза невольно округлились. В помещении темнота. Поверх голов людей , сквозь дым и едва подсвеченную желтым сцену невозможно что-либо рассмотреть. Подойдя поближе вижу, что зрители стоят на некотором расстоянии полукругом, а перед сценой, спиной к ним, слегка покачивается фигура, издающая эти самые адские звуки. Музыка вводит тебя в некое подобие транса, размягчая костные ткани, чтобы после долго изнывающего проигрыша разбить вдребезги новой ударной вспышкой боли.
Рваная барабанная дробь ускоряет музыку, превращая её в агонию. Бьёт стробоскоп, и на фоне всего этого в головы врезается истошный вопль вокалиста, который дико мечется по залу. Эта рваная агония меняет ритм, я всё жду, когда она отдаст концы и меня отпустит. Это были The Canyon Observer. Уже потом, уходя, замечаю на входе табличку “СОБЛЮДАЙТЕ ТИШИНУ”.
По пути заглядываем “на огонек” к «Ежемесячным» (как сказал позже один человек, спасибо им за первые три буквы), где “классический boysband ”, отдаленно напоминающий группу «Иванушки Интернешнл», в угаре “разносит” сцену “Канта”, идем дальше и в последний момент застаём на “Сартре” выступление «Хадн Дадн», играющих синтетический фолк в индейских головных уборах.
Остаемся ждать «Масло Чёрного Тмина». Несмотря на дождь, начавшийся во время выступления Хадн Дадн, многие фанаты пришли заранее.
Казахский джаз-рэпер вышел на сцену со строчками пришедшегося в тему трека “Прошу”: “Что здесь происходит? Кто все эти люди? Я ведь просто посетитель”. Контрастно-противоположно выглядит парень в черных очках и спортивной ветровке “Nike”, читающий чувственный рэп под джазовый аккомпанемент. Собравшиеся явно ждали его, скандируя “Масло”.
“Леди и джентльмены, мы все будем любимы и счастливы. Я вам это обещаю” – лирическое вступление к следующему треку “Сгинь, это мой джаз”.
Джазовая культура перемежается с культурой “дворовой”, дважды Айдын Закария (настоящее имя музыканта) закуривал посередине треков. Этот жест – штрих, дополняющий меланхолию текстов. В какой-то момент, следом за музыкантом, закурили 3 девушки, стоявшие за мной.
“Вам было больно, мне было больно. Спасибо, “Боль”, спасибо, Москва”! – прощается музыкант, однако фанаты хотят “на бис”.
Пока последний трек врывается в головы мощным речетативом, я отправляюсь к сцене “Гегель” в ожидании сета Algiers.
Американцы, добившиеся потрясающего звучания смешав пост-панк, индастриал, джаз и электронику по очереди выходят на сцену, залитую красным. В зале стало тесновато ещё до начала выступления. Один вид афро-американского вокалиста способен уложить на лопатки половину девушек в зале, а голос, отдающий дисторшном под жесткий гитарный-электронный ритм, засасывает в волну звуков сердца всех собравшихся. Это сдержанная страсть, протест и антиутопия, черпающая вдохновение в Южной готике. После сорокаминутного жаркого безумия, во время которого вокалист, переодически отходя от клавишных спускался со сцены к ограждению, устраивал импровизации акапельно и просто гипнотизировал мелизмами, убегаю на главную сцену, где в это время Дайте Танк (!) изгоняют “Бесов” из толпы культурно беснующихся фанатов. Чуть позже замечаю масштабный дэнс в первых рядах под строки “Кровь, кровь, кровь у меня во рту”.
После ироничных «Дайте Танк (!)» погружаемся в российскую чернуху вместе с «4 Позиции Бруно». Практически весь сет музыканты проводят за диджейской установкой, лишь иногда Александр берет микрофон в руки.
“Рвётся в бой мой маленький убийца,
Но постой, не надо торопиться.
Пять минут — падет твоя темница,
И все умрут, возмездие состоится!”
— а позади рука крутит в разные стороны складной ножик на фоне ковра.
Этот видеоряд навязчиво повторяется в течении всего часового сета, в то время, как музыка всё глубже вгоняет в транс. Картинка начинает менять цвета и ракурсы, сохраняя потенциально-тревожный сюжет, а сотня людей в зале продолжает следовать за музыкой в такт. Пронзительный замиксованный крик врывается в ряд семплов.
Тем временем я снова возвращаюсь на главную сцену, где застаю выступление «Пасош» в самом разгаре. Парень, размахивая шарфом, плывет над толпой. Кирилл, гитарист группы, повредил руку, поэтому на сегодняшнем шоу присутствует в качестве зрителя. На выручку пришел звукорежиссер Влад Чернин, который, как отметил фронтмен Петар Мартич, делает это не в первый раз. Кирилл сидит на краю сцены с выражением хитрой лисицы, попивая горячительное.
Вначале имели место какие-то неполадки, но сейчас шоу вошло в нужное русло. Петар признается, что сегодняшний концерт самый трудный из всех за этот год.
В конце сета фронтмен организует флэшмоб на новую песню. В припеве мужская часть зрителей должна петь “Мне всегда всего было мало”, а женская, в ответ, “Мне всегда всего будет мало”. Однако кроме слов среди фанатов самоорганизовалось ещё и действие. В проигрыше центр присел, оказавшись на низком старте, после чего выпрыгнул вверх, образовав подобие воронки.
В заключении Мартич благодарит зрителей и извиняется за то, что “сегодня такой…странный концерт” и анонсирует бесплатный концерт в “Найке” в качестве извинений. В завершении группа играет неожиданный кавер на “Лучший Город Земли” Муслима Магомаева.
Тем временем пространство “Гегеля” в буквальном смысле “набилось до краёв” желающими увидеть шоу НИИ Косметики – панк-группы 1986 года выпуска, которые уже тогда не вписывались ни в какие рамки, пугали и поражали эпатажем и, так сказать, показывали и рассказывали о том, что секс в СССР есть. С конца 90-х о них ничего не было слышно, а сегодня они выступят на “Боли”.
Шоу начинается видеорядом, представляющим группу в старом стиле «НИИ Косметики». После этой “прелюдии” музыканты начинают играть вступление, на сцену эпично выходит фронтмен Михаил Евсеенков, более известный под псевдонимом Мефодий. На нем очки с прикрепленными фонариками, что издалека выглядит как нечто инопланетное или из далекого будущего. После первых двух песен “Жизнь” и “Вторжение” часть зрителей начинает стекаться к выходу, однако по прежнему остается полный зал тех, кто пришел сюда целенаправленно. Некоторые даже успели устроить мини-слэм. Во время трека “Королева Ла” по залу в танце пролетает балерина Ксения, которую вначале представил Мефодий: “Ксения Тальвойш. Классический русский балет ”. По его словам они встретились в Милане, около театра Ла Скала.
Поскольку группа изначально презентовала сегодняшнее выступление как арт-перформанс, то программа наполнена дополняющими музыку фишками. За “Доктором Субботой” последовало целое пантомимическое шоу на “Сексопатолог”, во время которого актриса в костюме медсестры и ее “пациент” щедро одаривали фанатов, бросая в зал горсти чего-то из заветного голографического пакета с надписью “ВИАГРА”.
На “Военно-половом романе” иду к выходу, чтобы успеть на “Кант” к выступлению HEALTH. Ещё одна американская группа, сет которой нельзя пропустить. В феврале они приезжали в Москву и выступали на разогреве The Neighbourhood, там их и «завербовали в секту Боли».
Толпа забила зал задолго до начала сета. «Здоровье» — слышу строй голосов, на часах 21:30. Через две минуты волна электронного шума и стук ударных призывают всех собраться.
«Hello, we are Health» — немного скромно приветствует зрителей вокалист Джейк Дузсик после первого трека, робко поднимая руку со сложенными «козой» пальцами, так, будто не видел, как их музыка только что перевернула половину зала, словно торнадо.
Последующие 40 минут проходят в полнейшем экстазе. Происходящее спереди безумие могу наблюдать лишь с бокового экрана. Рядом со мной два парня, обнявшись, таранят толпу, продираясь к заветному «месту под солнцем». Впереди девушка, держась на перегородку, прыгает так, что никто не решается встать с ней рядом.
Можно сказать, что Health разнесли «Канта». Сочетание нойза, скрежета, лязга, ударных и меланхоличного вокала не просто открывают все чакры, а, скорее, вскрывают их ломом. Басист Джон Фамильетти, обладающий монгольскими чертами и длинной копной черных волос, трясет головой, добавляя к без того раскаленной атмосфере градус сексуальности.
После «атомного взрыва» Health, вместе с толпой меня выносит на свежий воздух прямиком к «Сартру», в леденящую атмосферу мистического царства «Боли» IC3PEAK. На сцене, сквось дым, смеется в микрофон Настя Креслина. Вне поля досягаемости моих глаз колдует за пультом Николай Костылев, как всегда остающийся слегка в тени. На улице успело стемнеть, и темнота только добавляла мистики происходящему. От холодных «Пламя», «Вечная жизнь», «Считалочка» и «Сказка» до «Ожогов», «Таблеток», «Грустной С**ки», и, конечно же, хитовой «Смерти Больше Нет», которая завершает второй день «Боли» — Страшная русская сказка постепенно тает, стекаясь топливом в тела собравшихся.