23 февраля в самарском рок-баре «Подвал» с большим концертом выступил Бранимир. Музыкант представил зрителям свой новый релиз «Три сына», а также исполнил песни с предыдущих альбомов. Вполне возможно, что вы не слышали об этом исполнителе. Поэтому в этой статье вы не только прочтёте репортаж с прошедшего концерта, но и познакомитесь с главным представителем современного отечественного андеграунда.
Бранимир (Александр Паршиков) – рок-бард из Волгограда. Его творчество не для слабонервных. Я уверена, что многие не смогут слушать его песни. Кому-то не понравится тёмная и тяжёлая музыка, кого-то будет раздражать хриплый голос, а кого-то смутят «непричёсанные» тексты – Бранимир словно достаёт наружу все страхи и пороки человека. В своих песнях Бранимир с удивительной точностью говорит о внутренних демонах, о всепоглощающей черноте окружающего мира, обо всех «прелестях» провинциальной жизни… Суровая реальность, приправленная иронией и сарказмом.
Кому-то его творчество напоминает Владимира Высоцкого, кому-то – Александра Башлачёва. Эти сравнения вполне уместны, но при этом Александр Паршиков – уникальный автор-исполнитель. Рэп-музыкант РИЧ хорошо сказал о нём: «Думаю, что Бранимир давно вышел на тот уровень, когда свой собственный стиль он может называть собственным псевдонимом».
Многие меломаны узнали о Бранимире благодаря его совместным работам с группой «25/17» (трек «Сети» — альбом «Весь мир идёт на меня войной», 2015 год) и питерским квартетом «Аффинаж» (трек «Птица-Счастье» — альбом «Русские песни. Послесловие», 2016 год). Также в 2016 году Бранимир принимал участие в официальном трибьюте группы «Калинов Мост», записав песню «Полоняне».
Вообще, многие известные рок-музыканты высоко оценивают творчество Бранимира – например, Сергей Чиграков, Александр Чернецкий, Александр Скляр. Бранимир дружит с Захаром Прилепиным – писатель неоднократно положительно отзывался о его песнях.
Несмотря на уважение и признание коллег, Бранимир остаётся андеграундным музыкантом.
В прошлом году группа «Аффинаж» в нескольких интервью упрекала (справедливо) музыкальных журналистов в том, что они игнорируют по-настоящему талантливых исполнителей: «Задача культурного СМИ — в том, чтобы выбрать из массы творящих людей что-то, что достойно быть показано на широкую аудиторию. СМИ создают известные бренды, известные коллективы. Если Бранимира никто не освещает, то он пыкается-мыкается в своем андеграунде, собирает примерно сто человек в своем городе. Это потому что у него нет должного освещения, хотя это монументальное явление для российской музыки».
Конечно, хочется верить, что «неформатная» музыка постепенно станет доступна бОльшему количеству людей. Поэтому я беру на себя ответственность и пишу статью об этом талантливом авторе-исполнителе (андеграунд в массы!). Итак, впервые на «Рок Волне» — репортаж с сольного концерта Бранимира.
Как известно, андеграунд – это «подполье», поэтому «вполне символично», что концерт проходил в рок-баре, который называется «Подвал».
«Сатанизм, нигилизм, страдания» — так Бранимир охарактеризовал самарский концерт в прошлом году. В феврале 2019 на самарскую сцену вышел молодой талантливый музыкант — взрослый, умный и правильно понимающий окружающую действительность.
Начался концерт с песни «Щенки». Хриплый голос рок-барда заполнил собой всё пространство небольшого зала.
Бранимир сказал, что так называемых «телег» в этот вечер практически не будет, потому что он хочет спеть больше песен, а за годы выступлений в Самаре он уже много всего рассказал. Он пообещал в честь праздника исполнить свои самые мрачные композиции. Цензура не позволяет мне пересказать монологи Бранимира – лучше придите на его сольный концерт и услышьте всё своими ушами. Я лишь отмечу, что у Бранимира блестящее чувство юмора!
Затем прозвучала песня «Колька» с нового альбома «Три сына». Для меня гении бытописания в русской литературе – Антон Чехов и Сергей Довлатов. Поэтому герои этого альбома напоминают жителей посёлка из повести «Заповедник» Сергея Довлатова и героев повести «В овраге» Антона Чехова.
Интересно было услышать стихотворное произведение «Ванька» в концертном исполнении – на альбоме «Три сына» Бранимир поёт его без музыкального аккомпанемента. Разумеется, в сопровождении гитары история о среднем сыне (для которого всё уже потеряно) прозвучала ещё более мрачно.
В «Подвале» в этот вечер собралось много людей. Сам музыкант отметил со сцены, что в Самаре впервые за все годы такая многочисленная публика.
Обычно Бранимир выступает в небольших клубах или в барах. Однако на его концертах очень странно видеть людей, сидящих за столиками (с пивом и закуской, разумеется), болтающих о своём на протяжении всего выступления, а также парочек с так называемыми «обнимашками». Но всё-таки бОльшая часть зрителей – люди, способные думать и понимающие, о чём поёт Александр Паршиков, а не просто зашедшие вечером в бар (в котором по случайному совпадению проходит какой-то концерт по невысокой цене).
Его тексты актуальны, литературны, красивы, сложны и богаты смыслом, наблюдательностью и правильностью умозаключений. Лидер группы «Аффинаж» — Эм Калинин – в одном из интервью сказал: «Я считаю Бранимира потрясающим поэтом. Даже если убрать его невероятный голос и сатанинскую энергетику, оставив только текст — это всё равно останется крутым».
Разумеется, я не могу проигнорировать слова музыкального критика Артемия Троицкого о Бранимире: «Он произвел на меня сильное впечатление. Потому что объединил две стихии, которые не очень-то легко смешиваются. Одна стихия — такой максимально пафосный, возвышенный поэтичный русский рок с такой нарративной славянской традицией. Рок, который для меня в наивысшей степени представляет Александр Башлачев — со всей его провинциальной одухотворенностью. С другой стороны — это рэп. Вся вот эта электронная речевка у нас до сих пор ассоциировалась с какой-то афроамериканской городской культурой со всей сопутствующей ей тематикой — менты, наркотики, телки, и все такое прочее. Притом, что я неплохо отношусь к некоторым представителям русского рэпа, их тематика и лексика мне чужды. А в случае с Бранимиром я услышал с одной стороны рэп, а с другой — глубокую философскую, замешанную на исторических реалиях поэзию. И это было, конечно, очень здорово. Понравился мне Бранимир и в музыкальном отношении. Поскольку это было современно и сильно».
При демонической подаче Бранимира даже песни, исполненные на простых аккордах, звучат жёстко и пробирают зрителей до костей. Это можно сказать и о песне «Рафинад» с нового альбома.
Бранимир мастерски владеет музыкальным инструментом – шестиструнной акустической гитарой. Иногда некоторые зрители думают, что он поёт под «минусовку». Но, на самом деле, это полифонично звучит гитара в руках виртуоза. Слушателям кажется, что кроме гитары присутствуют ещё мощный бас и ритмичный барабан.
В песне «Рождественская» Бранимир поёт о «ляжечных танцах, тортиках, булькающих красителях…». В ней виден абсурд и ужас отечественной жизни – так же, как в произведениях Сергея Довлатова (повесть «Зона»).
Как и было обещано, Бранимир сыграл композиции о любви — «Forest Gump» и «Твои волшебные и честные глаза» способны сделать так, что из глаз по лицам льются слёзы.
Не стоит забывать, что Бранимир – самый добрый бард (даже в автографах он пишет: «Быть добру!»). На концерте он спел светлую песню «Герань» с альбома «Жизнь и смерть Скруджа Макдака».
В конце была с чувством спета песня «Прешбург» — о «барских развлечениях» и об «отсыланиях пешек на войну». Сильно, мощно, справедливо.
Завершился концерт длинной песней «Евангелие от Макиавелли» с одноимённого альбома, вышедшего в 2009 году.
Концерт длился два часа. Бранимир поблагодарил всех зрителей за приём и пообещал приехать в Самару через год. После выступления Александр встретился со всеми желающими в гримёрке.