«В кого кидался рыбой Тилль Линдеманн из Rammstein?» — вопрошают заголовки репортажей о концертных турах группы Lindemann. Я вам отвечу немым укором — одежда, кажется, пахнет селедкой до сих пор. Но главным вопросом оказался другой: что нового может придумать Линдеманн для проекта имени себя любимого? Ранее лидер Rammstein назвал русским матерным словом свою новую группу; опубликовал на порно-сайте видео с собой в главной роли, которое привело к громкой интернет-травле актрис, занятых в работе; и даже, о боги, уберите детей от экрана, фактически подтвердил близкие отношения с Лободой. Ставки росли, ожидания повышались.
2 марта Lindemann открыли свой вояж по России концертом в Санкт-Петербурге на новенькой, сияющей среди грязи и строительного мусора, площадке «Сибур Арена». Тур в поддержку нового альбома под названием F&M запланирован с размахом. После концерта в Северной столице группа Тилля Линдеманна и Петера Тэгтгрэна появится в Екатеринбурге, Краснодаре, Москве, Новосибирске, Перми, Казани и Воронеже. Кто как ни Тилль может рассчитывать на верную любовь российских фанатов: меньше года назад, в августе 2019 Rammstein триумфально взяли «Газпром Арену», собрав под ее сводами 60 тысяч человек. Однако, в случае с Lindemann всё оказалось гораздо скромнее. После того, как отыграли две группы разогрева, Jadu и Aesthetic Perfection, зал, вмещающий семь тысяч человек, оказался заполнен не более чем на две трети. Пробраться в первый ряд фан-зоны, чтобы окинуть взором полупустой vip, не составляло особого труда. Возможно, с этим связан тот факт, что еще полчаса до выступления техники откровенно настраивали звук, пытаясь выжать максимум из не до конца заполненного публикой пространства.
Ровно в девять вечера в качестве интро на экране возник фильм, из ретро-кадров которого мы узнали, как Линдеманн поводит время на улице немецкого городка: музыкант в подгузнике бегал по улицам, приставал к прохожим, дергает лошадь за хвост, затем прыгнул в реку и ушел под воду. В зале раздавался смех и одобрительный свист. Но на первых же аккордах Skills in Pills публика начала горячо скандировать приветствия и вопить, когда белые лучи выхватили из темноты пятерых стоящих в ряд музыкантов. Белоснежные фигуры словно ожили в одно мгновение, и безумие начало сотрясать «Сибур-Арену».
На огромном экране позади группы появлялись кадры, которым предназначено было стать самой провокационной и откровенной частью шоу — мелькали обнаженные тела, толстые и тощие, разные виды секса, мочеиспускание и прочие радости. Но стать яркой и значимой этой части перфоманса не довелось — все самые интересные моменты скрылись за плашкой с надписью «censored». Иногда она заполняла весь экран и сменялась лишь плашкой с буквами ХХХ. Такой себе эпатаж. Видеоарт от Lindemann в версии российской цензуры превратился в фикцию и условность.
Цензура коснулась и песни Platz Eins, которую Тилль Линдеманн и Петер Тегтгрен играли внутри конструкции, похожей на огромный снежный шар. Только роль снега в полной версии шоу, которую можно было увидеть в Европе, исполняли полуголые девицы. Чем помешали дамы блюстителям нравственности, остается только предполагать. Хотя есть ли логика в крестовых походах против искусства при маркировке мероприятия строго 18+, я лично сомневаюсь. Перед песней показали славную короткометражку, в которой девушка, лежащая на коленях солиста, пытается читать текст на немецком и получает шлепок каждый раз, когда делает ошибку. За это время Тилль и Петер успели скрыться за сценой и забраться внутрь декорации. Сфера с музыкантами медленно прокатилась через фан-зону к центру зала и обратно. Тилль и Петер, невероятно близкие к народу, изображали подтанцовку сами, как могли. В такой ситуации главной изюминкой концерта становились ходы, придуманные для «секретных» концертов, с которыми Линдеманн приезжал в Россию в 2018 году. На композиции Fish On перед Тиллем возникла конструкция, исполняющая роль рогатки — в зал полетела рыбеха и головы от неимоверно пахучей сельди. Зрителям, не подозревавшим о таких творческих находках, местами досталось — вместе с ироничным рецептом блюда из рыбы, который показали на экране. Мне удалось летящий в лицо «подарок» вовремя отбить. Многие из рыбных отходов полетели в отместку обратно на сцену, вот только музыканты предусмотрительно спрятали белоснежные одежды под дождевики.
В первых рядах фан-зоны тоже находились многоопытные граждане: защитные плащи уберегли их от длительного поливания водой и ещё одного кулинарного сюрприза. На треке Fat на сцену вывезли стол, заставленный тортами, которые тут же полетели в зал. Задорно, прицельно: Тилль руководил артиллерией и подсвечивал мишени среди зрителей фонариком. На экране героев симпатично тошнило белоснежным, лица в толпе покрывались белым гримом из крема, всё больше походя на кумиров на сцене. В восторге находились, кажется, все. Музыканты крушили микрофонные стойки и инструменты, уносились ввысь на специальной конструкции, публика бесновалась на пределе.
Но Lindemann знают, как довести зал до полного изнеможения. После небольшой паузы на экране нарисовались огромные буквы: «Если хотите еще, то кричите. Кричите громче. Встаньте и кричите. КРИЧИТЕ.» Истошные вопли перешли в отчаянный крик. И были услышаны: на бис сыграли Ach so gern, Gummi и Steh auf. «В Питере пить! Спасибо большое!» — поделился Тилль благодарностью и знанием местного фольклора. Фигуры музыкантов вернулись в позицию, с которого начиналось шоу, в свой замерший под лучами прожекторов восковой музей. Под аутро Wer weiß das schon мы могли бы увидеть дополнительный ролик, но… Это было дикое шоу в клетке цензуры, которому просто не удалось развернуться в полную силу.
Фото: Олег Бабенко