Итоги всегда подводить невесело, даже если эти итоги являют собой великие последствия. Гранж был короткой музыкальной вспышкой космического масштаба, феноменом, возникшим так резко, как мог возникнуть только крик души, терпевшей слишком долго. Но вот ушел из жизни Лейн Стейли, покончил с собой Курт Кобейн — прекрасная эпоха закончилась не по расписанию, заменить ее было нечем. Люди безуспешно пытались заполнить эту пустоту, но направление музыки может существовать только когда одни музыканты со временем заменяют других, а генеалогическое гранж-дерево выстроилось в линию, не дав фанатам надежды на продолжение. Пустоте на смену в свою очередь пришла бесконечная ностальгия, которая вообще очень свойственна для поколения 90-х. Словно метаболиты кокаина в сосудах наркомана, в сердцах фанатов навсегда осталась эта незаменимая музыка.
Фестиваль, приуроченный ко дню рождения одного из величайших музыкантов всех времен и народов, является своеобычным плодом этой ностальгии. Тут, пожалуй, начинается самая грустная часть моего повествования. Итак, чего мы ожидали: «малоизвестные музыканты из разных уголков страны приехали, чтобы порадовать поклонников (группы Nirvana) самыми популярными хитами группы Nirvana. Что мы получили: «малоизвестные музыканты из разных уголков страны приехали, чтобы порадовать поклонников (группы Nirvana) композициями собственного сочинения, перемежая их иногда с композициями группы Nirvana» Скажу сразу, тут нет цели обвинять организаторов или уж тем более самих музыкантов, вовсе нет. Просто по реакции публики было заметно, что ожидала она несколько другого. Эта самая публика прекрасно знала, что не звезд мирового масштаба идет слушать, поэтому важно ей было даже не столько качество исполнения, сколько сам факт исполнения тех самых песен, которые они слушали в молодости, которые с тем же удовольствием слушают сейчас. Было заметно, что когда музыканты предлагали к прослушиванию свое творчество, зрители переходили в скучающий режим ожидания. Опять же не потому что музыка некачественная, а потому что контингент пришел другой и с другими целями, хотя были, конечно, и такие, которые были готовы с радостью слушать все. Кстати, о контингенте, меня удивила возрастная разношерстность зрителей: от 18 и до 50 лет. И все они объединялись в едином порыве эйфории, когда группы исполняли, собственно, пеcни Nirvana. И молодой, и зритель постарше одинаково хорошо знают тексты легендарных абердинцев, связь поколений налицо. На таких мероприятиях понимаешь, что называть Кобейна «голосом поколения» — кощунственное принижение его заслуг. Курт Кобейн — явление в музыке, давно перешедшее в плоскость вне времени, и 22 года без музыканта это наглядно доказали. Этой ностальгии суждено существовать вечно.
Не скажу, что концерт в честь 49-летия Курта Кобейна действительно стоил того, чтобы на него пойти: получилось мероприятие очень затянутым из-за моментов, которые по моему субъективному мнению и мнению некоторых посетителей концерта, оказались совершенно лишними. Голубые глаза Кобейна сосредоточенно наблюдали с проектора за толпой, которая попеременно зажигалась и гасла в зависимости от того, что исполняли стоящие на сцене. Тем не менее, было приятно услышать каноничную классику рока в живом исполнении, это в определенной степени задало вечеру свою атмосферу.