Около недели назад столичная публика смогла практически по-настоящему прикоснуться к живой истории музыки (некоторые, по крайней мере, очень пытались), ведь в Москву впервые приехали The Jesus and Mary Chain — легендарная шотландская альтернатив/шугейз группа с 35-летним стажем, вдохновившая на творчество не менее именитых коллег, от The Pixies до Nine Inch Nails. С последними, кстати, на радость Трента Резнора, группа скоро поедет в новый тур.
Про братьев Рейд всегда как-то не хватало информации: ну да, бывшие юные бунтари, ну да, девять лет не работали вместе и до сих пор боятся сцены. Последний факт вечно казался мне наиболее удивительным, и дело даже не в том, что реальное количество их шоу раз в шесть превышает цифру на Setlist.fm, а потому, что такой группе как они уже вообще нет смысла чего-то бояться. Но природная стеснительность The Jesus and Mary Chain оказалась правдой, а ее история будто бы всегда шла в обратную сторону: начинали прародители шугейза как раз со скандалов и пятнадцатиминутных бессмысленных выступлений, названных «белым шумом», а в тот вечер нас ждал полноценный сет, потому что Рейды приехали презентовать свой первый за девятнадцать лет альбом «Damage and Joy».
Свое отличие от всех остальных групп (молодых и не очень) The Jesus and Mary Chain продемонстрировали сразу, как только вышли на сцену. Без лишнего звукового и светового пафоса в шоу, вокалист Джим Рид первым делом поздоровался, и в пространстве ГлавКлуба мигом сложилась совершенно немыслимая для концерта домашняя атмосфера.
— Привет! Как ваши дела? Мы первый раз в Москве. Спасибо, что пришли! Кто-нибудь меня понимает? — обратился Джим к залу, и заиграла заглавная песня альбома Amputation, трек с мощными гитарными риффами и отчетливыми нотками шугейза.
За ней последовала старенькая, но бодрая и светлая April Skies.
Но сильно зацикливаться на новом материале группа не очень хотела и сыграла оттуда песни четыре, в частности Mood Rider — красивую альтернативную, но с нотками блюза композицию, с одной стороны, прекрасно демонстрирующую динамику группы, а с другой — дающую понять, за что The Jesus and Mary Chain так обожал и обожает Трент Резнор.
Сет-лист из двадцати двух песен попытался вобрать в себя необъятное: за годы у группы накопилось много достойного материала, и понятно, что это всегда дилемма — какими будут те самые песни, которые люди ждали годами, и какие композиции в этот список точно не попадут? Короли шугейза порадовали нас старым-старым треком Teenage Lust, Just like Honey, прозвучавшей в культовом фильме «Трудности перевода» (специально для этого трека музыканты пригласили себе в помощь на концерт девушку на контрапункт вокала Джима), Snakedriver из картины «Ворон».
Спасибо, — говорит по-русски вокалист, — все, что я вижу — идеально.
Спустя час под неудовлетворенные крики группа покидает сцену. Основная часть завершается Reverence — довольно смелым и глубоким по звучанию и смыслам треком с основополагающей фразой I wanna die like Jesus Christ. Но — ненадолго, через пару минут The Jesus and Mary Chain вновь здесь, обещают исполнить еще «пару песен». Однако команда будто по новой входит во вкус и играет полноценную вторую часть концерта — еще шесть песен, среди которых их знаковая I hate Rock n Roll.
Водка, водка, — со смехом произносит со сцены Джим.
Вокалист погружен в себя, его брат, Уильям, погружен в полумрак глубины сцены и озоновый дым, так что общение со зрителями строго дозированно, а работы с залом, столь любимой молодыми группами и их поклонниками, в принципе нет. «Вы понимали на кого шли, мы по-прежнему те еще нелюдимы», — будто бы говорит группа. Но есть то, в чем мы убедились в этот вечер безоговорочно: социопатия у музыкантов всегда идет под руку с высоким профессионализмом.
Cruel Tie
Jesus And Mary Chain