«Для старта хорошо, когда в группе только три человека, а не четыре. Поэтому появилось больше контроля. На СЛОТ можно оторваться — все идет здорово, ты что-то исполняешь, бегаешь и ни о чем не думаешь. Драйв! А в МодеМ нужно о многом думать, чтобы все выглядело более-менее прилично» — подведение летних итогов и творческие планы на будущее от группы СЛОТ и МодеМ.
РОКВОЛНА: Игорь, Вася, Коля, добрый день! Только что у вас закончилось фестивальное лето. Какой главный итог этого «забега» вы можете подвести?
Вася: Хорошее было лето, относительно. Особенно вторая половина. А в начале с самим летом как-то неудачно все сложилось.
Кэш: А мне нравилось!
Вася: Да? И в Муравленко?
Кэш, смеется: Так ты про это. Да, было жестко: вначале лета у нас случились две полярных экспедиции. После Муравленко выступление в Мурманске при температуре + 8 нам показалось концертом на курорте. Несмотря на открытый водоем и ветер…
Вася: А на «Белых ночах» — +3 градуса, снег с дождем.
Кэш: Даже трех не было. Представьте: июнь, снег в лицо под углом сорок пять градусов, открытая, продуваемая всеми ветрами сцена и тоже вода рядом. Стыло все!
РОКВОЛНА: Вы были к такому готовы?
Кэш: Нет. Теперь мы можем поставить галочку «самое экстремальное выступление за все 15 лет».
Вася: Мы надели все, что только можно.
Кэш: Но местные зрители, конечно, впечатляют: они могут такое выдержать даже в июне. Мы видели чувака, который просто сидел на сопке, и девчонок, на берегу среди сосен разливающих шампанское. Мы проезжали мимо на автобусе и просто не понимали: как? Сидели в нем до последнего. Грелись коньяком…
Вася: …с шоколадкой.
Кэш: И потом, когда, выступление закончилось, мы просто бежали обратно. Листы для автографов брали через окошко. При том, что обычно мы совсем не против стихийной автограф-сессии — пообщаться, пофоткаться — понимаем, что народу это нужно. Но в этот раз мы просто забаррикадировались и «до свидания» (смеется).
Вася: Дальше все складывалось прекрасно, например, фестиваль «Улетай». Там было все — хорошая погода, бассейн, сауна, все прямо на одной территории. С погодой действительно повезло, потому что на Тамани уже было нереально жарко, просто ад.
Кэш: В общем, у нас было все этим летом. А главный итог, наверное, в том, что мы, наконец, выступили на Главной сцене фестиваля «Нашествие».
Вася: Грязь нам не помешала.
Кэш: Да. Но, правда, было впечатление, что на второй день народ уже как-то рассредоточился по всей территории. Это было ощутимо. В прошлом году мы выступали на малой сцене, и сейчас визуально казалось, что на основной зрителей было столько же.
Вася: Нам говорили, что на малой в том году было восемь тысяч человек, а сейчас на Главной — двенадцать.
Кэш: Как они считают? Вот бывает географический кретинизм, а у меня другой, когда выходишь на сцену и не понимаешь, сколько в зале людей, мало или много?! (Смеются).
РОКВОЛНА: В конце июня вы провели концерт по заявкам, также в 2014 году у вас был концерт каверов, где вы также интересовались желаниями слушателей. В чем прелесть таких выступлений для вас, когда, по сути, за вас решают, что именно исполнять?
Кэш: На концерте каверов, мы, конечно, спрашивали поклонников, но окончательный сет-лист определяли сами. Такое мероприятие ведь проводится для того, чтобы оттянуться, самому получить удовольствие, Мало ли, что кому нравится: я спою ту песню, которую хочется, которая удачно получается или есть определенная идея. Поэтому, мы, конечно, смотрели, что хочет услышать народ, отдельные моменты запомнили, но в итоге сыграли то, что нам интересно воплотить в жизнь. А недавний концерт в RED был исключительно в стиле «чего-с изволите?»
Вася: Основная цель — понять мнение поклонников, узнать, что им больше нравится.
Кэш: Ну, для нас местами есть, конечно, геморрой. Мне-то еще ничего, потому что когда-то я исполнял каждую песню.
Вася: А мне как раз многое было в диковинку.
Кэш: Играли очень старые композиции. И для многих было счастьем услышать такие песни как, например, Real Time. Она с первого альбома, и мы никогда бы ее не сыграли, если бы не такой концерт. Эксклюзив! И вообще, мы рады, что летом RED был забит — это не всегда получается.
РОКВОЛНА: В этот раз репетировали больше?
Кэш: Мы просто репетировали. Вообще, мы практически всегда не репетируем! (Смеются).
Вася: Кто-то сказал: «Репетирует тот, кто играть не умеет».
Кэш: Расхожая пословица среди музыкантов… А новые песни пишет тот, у кого старые плохие! Этим, кстати, пользуется группа «Чиж & Cо». Да, мы действительно мало репетируем. Только, когда нужно.
Вася: Да, когда мне необходимо выучить новую песню, ребятам — старые повторить.
Кэш: А так, перед каждым стоит задача: новая песня вышла — исполняй.
РОКВОЛНА: Удивил ли вас выбор песен или же он был вполне логичен?
Вася: На мой взгляд — логичен.
Кэш: Меня кое-что удивило. Выяснилось, что всем нравится «День закрытых дверей»…
Вася: Она классная, мне тоже.
РОКВОЛНА: В этом году вы участвуете в музыкальной премии Real MusicBox, где представлены в номинации «Вне формата». Как вы думаете, почему организаторы премии поместили СЛОТ именно в эту категорию при условии, что есть номинация «Рок года»?
Кэш: Потому что в нашем государстве другое понимание рока. Это всем известный русский рок или же рок прилизанный, если говорить о телеканале. А когда в музыке местами есть что-то наотмашь, до крика…
РОКВОЛНА: То есть, на ваш взгляд, «Вне формата» — верное определение?
Кэш: Конечно, мы и есть неформат! Это, наверное, наше кредо. Кстати, когда мы представили англоязычный альбом Break the Code, сразу стало понятно, что там… все форматы. Этот альбом даже выпустило подразделение Universal Music, которое занимается танцевальной музыкой. Люди совершенно не парились.
РОКВОЛНА: Однажды вы назвали 2017 год «островком юбилеев» — пятнадцать лет группе СЛОТ, десять лет альбому «Тринити». Скоро вы отправляетесь во вторую часть юбилейного тура. Как часто вы размышляете на этот счет, подводите ли какие-то итоги или же спокойно относитесь к таким событиям?
Кэш: Знаете, мне кажется, мы сейчас сели на этого конька, который позволяет нам ничего не делать… И праздновать! В прошлом году был юбилей альбома «Две войны», сейчас пятнадцать лет группе, десять лет — «Тринити». Мы уже для себя решили, что десятилетие следующего альбома мы отмечать не будем — будем искать что-то новое! А подводить итоги — пустое. Зачем?
Вася: Просто дата. У меня недавно день рождения был — совершенно параллельно к этому отношусь.
РОКВОЛНА: То есть, шумиху создают скорее организаторы концертов?
Кэш: Конечно. Все это было и прошло. Некоторые текущие моменты порой оценить сложно. Допустим, что-то получилось, и ты думаешь: «Да, ну окей». Выступили на «Нашествии» на Главной сцене — галочка стоит. Поехали дальше. Правда, куда дальше ехать в нашей стране — непонятно. Некий потолок головой чувствуется давно.
РОКВОЛНА: У всех участников группы СЛОТ есть свои побочные проекты. Как вы считаете, оказывают ли другие группы влияние на СЛОТ? В чем-то помогают или же наоборот — мешают?
Кэш: Конечно, мешают! Они просто отнимают время и ресурсы.
Вася: В любом случае, СЛОТ — это основная группа, и организация всех сайд-проектов, их мероприятий и выступлений строится вокруг СЛОТ.
Коля: По большому счету, выходит, что СЛОТ мешает всем побочным проектам! (Смеются).
Вася: Скорее так, да.
Кэш: Просто столько усилий вкладывается в эти побочные проекты, что если взять и пустить их в одну мельницу со СЛОТ, это была бы совсем другая история.
РОКВОЛНА: А есть ли творческое влияние?
Кэш: Думаю, нет, потому что сольные «дела» — это и есть попытка вырваться из потока и позволить себе вещи, которые в СЛОТ сделать нельзя. При всей нашей вседозволенности, разнузданности и разносторонности!
РОКВОЛНА: А с организационной точки зрения появляется ли иногда желание раздвоиться, чтобы успеть всюду?
Кэш: Мы с новым концертным директором МодеМ сейчас смотрим на наш осенний график и понимаем, что практически никуда не можем воткнуть концерт — там все уже занято! Ведь если музыка есть — ее нужно «выгуливать» живьем, чтобы она не «томилась» в студии.
РОКВОЛНА: В начале этого года вы упоминали, что планируете выпустить концертный DVD СЛОТ. Расскажите, как продвигается работа.
Вася: Это мой ночной кошмар. Там очень много работы, и не только в плане видео, но и звука. Звуком DVD занимаюсь я, а сроки уже горят. Работа идет, пытаюсь успеть.
Кэш: Мы записывали мультитрек, а Василий занимается сведением.
Вася: Но видео быть, пути назад нет.
РОКВОЛНА: Давайте перейдем к МодеМу. МодеМ, проект, созданный почти двадцать лет назад, однажды был поставлен на паузу. Как появилась идея возродить его?
Кэш: Здесь было несколько факторов. Первый — лежал материал, и хотелось его воплотить в жизнь. Второй фактор — этой музыке было нечего делать в СЛОТ. И, наконец, на меня психологически подействовало то, что Нуки очень бодренько взялась за свой сольный проект. Сразу захотелось сказать: «Так, а я что, лысый? Давайте тоже будем делать!» Я даже на диске «Дисконнекта» помимо тех ребят, кто работал над звуком, сведением, оформлением, написал «мотивация — Даша Ставрович» (Смеется). Но подготовка к релизу была достаточно размытой — еще прошлой весной хотели запустить, но не сложилось. Так что, получилось когда получилось.
РОКВОЛНА: После выхода альбома «Дисконнект» вы не раз упоминали, что слушатели долгое время не были готовы к вашей музыке. Наступил ли этот момент сейчас и если нет, то когда он наступит?
Кэш: Я вообще ничего не понимаю в этом плане. Кого, что и когда зацепит, какого стиля… Модно — не модно, честно говоря, все это очень сложно. Некоторые вещи, которые сейчас выходят и считаются модными, на самом деле сыграны уже очень давно. Это витки.
Вася: Очень часто люди воспринимают неожиданно позитивно такие тенденции, о которых раньше ты даже не подозревал. Поэтому я считаю, что задумываться об этом не стоит, а нужно делать то, что тебе нравится. Вот и все.
Коля: Раньше было проще — существовали конкретные эпохи. А сейчас такой фьюжн творится…
Кэш: Да, фьюжн и мэш! Этой осенью у нас выйдет EP. Что это такое, мы просто не возьмемся описать. Может, стоит так и назвать его — «Фьюжн»? Кстати, там будет один cover. Недавно мы приняли участие в трибьюте альбома «Шаг-вдох» группы Animal Jazz. Ему исполняется десять лет, верни мне мой 2007, все дела.
Вася: Сплошные десятилетия…
Кэш: И мы вписались в очередное десятилетие в контексте МодеМ. Поэтому на грядущем EP будет наша версия песни «Двое».
РОКВОЛНА: Ну а вначале нулевых, когда появился МодеМ, люди еще не были подготовлены к этой музыке?
Кэш: Думаю, что нет, еще было рановато. Хотя ничего революционного изобретено не было! Но у нас такая страна — все время догоняет. Нет, есть такие позиции, где мы впереди планеты всей: космос, военный атом, балет…
Коля: Но тогда МодеМ был бы не очень в тему. На подъеме был рэпкор — только это и любили, ничего другого слышать не хотели.
Кэш: На самом деле — не угадаешь. Я считаю, что тогда я был сам не готов к тому, чтобы выпустить все эти треки.
РОКВОЛНА: Как и вы сами, так и многие музыкальные критики отмечали, что у МодеМ очень сложно определить музыкальный стиль — и софт рок, и элементы готики…
Кэш: Вот мы только что и определились с жанром — фьюжн! (Смеются)
РОКВОЛНА: Как вы считаете, в этом заключается главное отличие группы от других коллективов? Или же оно в чем-то ином?
Кэш: Сложный вопрос-то. Как говорят НЛПшники (НЛП — Нейролингвистическое программирование, прим. ORW): «смысл наших действий в тех реакциях, которые мы вызываем». То есть, как народ отреагирует, так и будет, тем и будет. Быть может, совсем иным, отличным от того, что было изначально заложено. Например, много раз читал про МодеМ, что это новое слово… где? В русском роке! Оказывается, там — это новое слово. В общем, как слушатель скажет, так и будет. Артист, конечно, может быть себя пяткой в грудь, рвать на себе тельняшку и кричать: «Я — вот это!». А слушатель скажет, что он не это, а другое совсем. Я думаю, что какая-то отличительная черта у нас есть, когда можно послушать и сказать, что вот эта музыка — это МодеМ. Сейчас, правда, все будет несколько меняться…
РОКВОЛНА: С выходом EP?
Кэш: Уже с выходом EP, да. Действительно, большинство тех треков написаны страшно вспомнить когда… А сейчас там будет свежее.
Коля: На мой взгляд, поющий Кэш — главная фишка. Потому что это голос, который знает огромное количество людей, но они не привыкли к такой манере исполнения. А все аранжировочные и стилистические моменты подкрепляют эту идею.
Кэш: Да, ведь все привыкли, что я не пою, а читаю.
Коля: Это, с одной стороны, ново для людей, а с другой — они слышат знакомый голос.
Кэш: На этом многое держится. Мы ведь все-таки стартап, и некоторые вещи идут тяжело, но хоть за что-то можно зацепиться.
РОКВОЛНА: А насколько это удобно, практично — играть в двух группах сразу? Допустим, в этом году на «Нашествие» МодеМ не взяли, но как СЛОТ вы там все равно выступили?
Коля: Технически это удобно. Недавно у нас сорвался один фестиваль… Где он был?
Кэш: Точнее, где его не было? (Смеются).
Коля: Да, он не состоялся в Астрахани. Должны были выступать СЛОТ и МодеМ. И ведь для того, чтобы привезти группу МодеМ, нужно добавить всего одного человека. В общем, это группа приятна во всех отношениях для организаторов.
Кэш: Она, кстати, могла быть еще более приятной! Изначально в работе над альбомом «Дисконнект» участвовал Никита Муравьев (басист СЛОТ — прим. ORW). Потом, после записи и съемок клипа он неожиданно соскочил. В этой ситуации вообще никого не надо вести — МодеМ мог бы выступить вместе со СЛОТ без затрат. А теперь вот… (смотрит на Колю) мистер Затрата! (Смеются). Но небольшая! Кстати, также выступает Нуки — они довозят двух человек. Шутка, конечно, но не пора ли уже собирать СЛОТфест, где выступят ATAVA, Нуки, МодеМ и Слот? Правда, мероприятие с таким названием когда-то делал наш директор Антон, но играли там другие группы. Да, нужно подумать и весной что-нибудь такое организовать. Штука в том, что наш народ не очень любит фестивали. Этой весной мы играли на фестивале «Разные люди». Это благотворительный фестиваль в поддержку фонда Доктора Лизы, проходил в Stadium Live. Согласились выступить многие известные люди, яркие коллективы, которые могут собрать этот клуб практически«в одно лицо». Там выступали Louna, «Воскресение», 25/17, Пелагея, Пилот… Состав сильный, а пришли на них… Максимум тысяча человек. Хотя тот же Пилот может собрать Stadium, я был на таком концерте. Люди почему не идут? Все музыканты там стилистически разные. У нас народ слушает музыку по принципу «за любимую группу я готов рвать, а все остальные — плохие». Причем нравится быть не за кого-то, а против кого-то. И нет смысла идти на подобный фест, потому что они послушают пятнадцать-двадцать минут свою группу, а все остальное — неинтересно. Поэтому если действительно собирать СЛОТфест, то здесь, возможно, все прокатит. Мне кажется, надо делать! (Смеется). Техник один, звукорежиссер один, только комплект одежды сменим. Раз — и другие люди уже.
РОКВОЛНА: Поговорим о краудфандинге. Эта тема вам, конечно, знакома: вы собирали средства для работы над «Дисконнектом», формация Нуки также запустила сбор на запись нового альбома, фильм «2017», где вы снимались, работал по этой схеме. Скажите, как вы относитесь к истории краудфандинга и планируете ли использовать его в дальнейшем, например, для записи предстоящего EP?
Кэш: Ну, с EP мы не стали заморачиваться. С большим альбомом или с клипом есть смысл. Хотя уже не ясно, стоит ли вообще уже выпускать альбомы или лучше идти по EPшкам. Мысль-то хорошая, и удобно: есть прямой контакт со слушателем. Не то чтобы сразу «деньги — товар», но нет ни посредников, ни издателей, ни цифровых площадок по типу iTunes. Конечно, сама planeta.ru забирает свой процент. Но все равно круто: можно сразу саккумулировать определенную сумму, которая пойдет на поставленные цели. Подобный сбор можно было организовать на клип МодеМ, правда, уже поздновато.
РОКВОЛНА: Как вы считаете, Кэш в МодеМе и Кэш в группе СЛОТ — это один и тот же человек, один и тот же образ? Или же в каждой группе вы чувствуете себя по-разному?
Кэш: Конечно, это один и тот же человек. Но какие-то разграничения есть. В целом, все близко: нельзя сказать, что здесь я панк, а здесь — гот, например. Хотя даже такие направления могут где-то пересечься! (Смеется). Не знаю точно. Я не особенно задумываюсь над такими вещами.
Вася: Я вижу со стороны: и там, и там ты одинаковый. Разницы не замечаю.
Кэш: Она есть на сцене… Я привык носиться по ней, а теперь прикован не только к инструменту, но еще и к микрофону. Иногда думаешь о том, что и шаг сделать некуда! Инструмент в руках — это, конечно, неудобно. Но надо привыкать!
РОКВОЛНА: А внутреннее ощущение?
Кэш: Чтобы не «раздувать» состав, я начал вспоминать, как играть на гитаре. Для старта хорошо, когда в группе только три человека, а не четыре. Поэтому появилось больше контроля. На СЛОТ можно оторваться — все идет здорово, ты что-то исполняешь, бегаешь и ни о чем не думаешь. Драйв! А в МодеМ нужно о многом думать, чтобы все выглядело более-менее прилично.
Текст: Евгения Грибкова
Фото: Мария Смоляр