Рок еще как жив, и об этом расскажет Polina Mauer. Сегодняшняя героиня рубрики «Рок-завтрак» придумала свой жанр под названием cardiorock, совместила электронику и колокола, а на дебютном осеннем выступлении в клубе Glastonberry собрала триста человек. Мы решили пообщаться с Полиной о женских ролях в рок-музыке, узнать, какую магию в творчество девушки внес иммерсивный спектакль «Черный русский» и о том, чего следует избегать каждому человеку.
ORW: Полина, пару месяцев назад у тебя состоялся первый сольный концерт. Дебютное выступление — это всегда особенная история. Скажи, совпали ли твои ожидания с реальностью?
Polina Mauer: У меня другой подход — я в принципе никогда не имею ожиданий. Не строю планов, не представляю, как именно все должно быть. Мы работали много, и результат меня устроил. Даже больше: я не думала, что будет полный зал, такая поддержка, что зрители будут подпевать и танцевать. Было круто получить слова благодарности за энергетику, отличное шоу и качественный звук, которого, как мне говорили, нет даже на масштабных концертах. После концерта, когда я ехала домой, то испытала огромное удовлетворение. Ради этого послевкусия хочется давать выступления еще и еще.
ORW: Как прошли последние минуты перед выходом на сцену?
Polina Mauer: У меня появилось правило — перед началом выйти из клуба на десять минут и привести мысли в порядок. Но даже тогда я думала исключительно о технических моментах — все ли мы успели подключить? На месте ли световики?Надеюсь, что в будущем я научусь от этого абстрагироваться.
ORW: В конце марта ты выпускаешь EP и ранее описывала его как «точечный» и даже «социальный». До этого в своих текстах ты пела о внутренней жизни человека. Какие социальные проблемы ты поднимешь теперь?
Polina Mauer: На самом деле, я не ожидала, что буду говорить о социалке. Например, вчера мне захотелось написать об армии, рассказать про гонку вооружений. Мне стало интересно, что происходит с солдатами, теми, кто готов собирать войска. Даже меня, хотя я не интересуюсь политикой, затронула эта тема. Но я уже поняла: начинаешь писать про социум, и снова все упирается в любовь, мои чувства по поводу происходящего вокруг. В EP войдут три песни, две их них называются «Море» и «Свайп». Вторая — про социальные сети. Сегодня мы становимся голограммами и теряем свое лицо. У современного человека собственное ощущение себя очень сильно переплетается с трендами, которые навязываются социумом, блогерами.
ORW: Но в твоем Instagram сейчас — почти одиннадцать тысяч подписчиков. Как на тебя влияют тренды?
Polina Mauer: Лично мне всегда хотелось сохранять дистанцию, но время диктует свое. В какой-то момент я тоже начала участвовать в этой гонке, встала на «лыжню» и поехала. А потом у меня щелкнуло. И я хочу, чтобы также щелкнуло у других. Есть тренды, к которым я хорошо отношусь — например, супермамочки, если у них классные блоги, если они помогают другим родителям выходить из сложных ситуаций. Но я не люблю вайны. Нет, есть очень смешные, но таких — единицы, а в остальном — они мне не понятны. Дешевое комедийное шоу, которое сделано без труда.
ORW: У тебя не только разные альбомы, но и совершенно разные песни: во вступлении меланхоличного «Согласия» звучат колокола, «Пар» — быстрая форматная рок-песня, Ворожу — трек-речитатив, и все это в одном альбоме «Этой осенью». Ты хотела сочетать многое или же подкрепить подходящей музыкой текст?
Polina Mauer: Все так и есть. Инструменты всегда отражают слова и эмоцию. Когда я начинаю писать текст, он сразу идет со звучанием. А потом настроение стихов диктует ту аранжировку и инструменты, которые я буду использовать. У меня очень быстро меняются желания, и я не привыкла себе в этом отказывать. В рамках альбома я не могу использовать одни и те же приемы. Начинается топтание на месте, я не могу вздохнуть. Я всегда говорю: «Давайте что-нибудь добавим! Например, колокола». Изначально «Согласие» было рок-балладой. Когда в прошлом году была Пасха, я услышала колокола со стороны церкви напротив моего дома. Они стали как глоток воздуха.
ORW: Девушка в русском роке — это тоже особенная история. Некоторым из них меняться гораздо сложнее, чем мужчинам, потому что они сильно дорожат своей фан-базой. А например, у Дианы Арбениной уже как год идет масштабная перезагрузка в сторону широкого зрителя. Как ты решала вопрос поиска своего первого имиджа в музыкальной индустрии?
Polina Mauer: Я очень люблю меняться. И, скорее всего, мой имидж уже несколько раз трансформировался, потому что на первом альбоме я тяготела к готике, мне хотелось темноты. Мне нравится следовать времени, своим желаниям, тому, что диктует погода, времена года. В имидже то же самое — на одном концерте я могу быть рок-дивой, а на следующем выйти на сцену в спортивном образе. Я, кстати, давно ждала, когда смогу надеть носки с трениками, и это будет модно. У рокеров должны быть стрелки, черные волосы? Нет, я хочу быть собой.
ORW: Ты много говоришь о том, что тебя вдохновляют «Агата Кристи» и «Пикник». А что насчет женских персонажей как источников музыкального вдохновения, той же Линды, с которой тебя иногда сравнивают?
Polina Mauer: До того, как я начала заниматься музыкой профессионально, я мало слушала женщин. Если честно, я — не меломан. В рамках работы да, мне приходится отслушивать разные современные композиции или классику. Конечно и Земфира, и «Ночные Снайперы», и Мара, и Линда всегда были на слуху, но они меня не вдохновляли. А сейчас я начала погружаться в историю их карьеры и в их музыку. Это очень интересно, потому что женщина в роке — это совершенно другая история по сравнению с мужскими коллективами. Я думаю, сейчас мне нужно подпитываться этой энергией, понять, что достичь Олимпа рока, будучи женщиной, реально. Несмотря на то, что дискриминация в музыке сильна.
ORW: Земфира, например, очень часто демонстрирует сложный характер. Мужчинам и не снилось.
Polina Mauer: Да, я слышала об этом. Нет, я считаю, что рок-герои могут быть нескандальными, положительными. Как Эдмунд Шклярский, который интересен своей закрытостью. Я много думаю о другом. Например, я никогда не знала, что «Ночные снайперы» проходили путь от выступлений в ресторане за еду, причем это продолжалось долго. Порой, когда они приезжали, им не разрешали выходить на сцену: «нет, девочки, вы — не формат. Вы по телефону одно говорили, а сейчас видно совсем другое». Мне было сложно поверить, что люди проходили через такие тернии в то время, когда рок-музыка была востребована.
ORW: C какими сложностями ты сталкиваешься сейчас?
У любого артиста, который хочет продолжать, а не записать один альбом и закончить карьеру, есть постоянная гонка. Просто она происходит на разных уровнях. Кто-то уже получил Crocus City Hall, но грезит Олимпийским. У меня за плечами Glastonberry, а пора бы уже в «16 тонн» выступить. Но я понимаю, что если я буду по чуть-чуть двигаться вперед, то Олимпийский где-то там обязательно загорится.
ORW: Может ли источником новых идей стать насквозь продюсерский проект, инди-рок или фолк-группа?
Polina Mauer: Мне хочется слукавить и сказать, что да, но я не могу. Например, Линда была всегда интересна мне, я останавливалась и всматривалась, если где-то встречала упоминание о ней. Но я чувствовала определенный подвох, хотя не знала, что у нее тогда был продюсер. Но сейчас так много музыки, что я обращаюсь ко всему и по чуть-чуть. Я свайпаю, смотрю — как в моей новой песне. Но в целом пытаюсь абстрагироваться, особенно когда пишу альбом.
ORW: Когда ты была в десятом классе, ты жила в Германии. Повлияло ли на тебя нахождение там в музыкальном плане?
Polina Mauer: Когда я приехала, в Германии был бум Tokio Hotel. Это был поток. Однажды вся молодежь города, в котором я жила, пошла смотреть онлайн-трансляцию концерта в Берлине. Тогда я в первый раз рассмотрела группу и говорю: «А они что, мальчики?» Немцы смеялись над мной (Улыбается). Но это было увлечение того времени. На меня повлияла органная музыка. Я жила в принимающей семье, у взрослой пары. В субботу или воскресенье по плану обязательно стоял концерт, чаще всего — исполнение органной классической музыки. Я и до этого интересовалась классикой — могла послушать Баха или Бетховена с утра. Но там я поняла, насколько важно постоянное воздействие. Это очень расслабляет. По воскресеньям мы всегда завтракали в гостиной под Моцарта. Это так круто — ты спускаешься со второго этажа, а у тебя Моцарт. Я это переняла, и сейчас, чтобы расслабиться или вдохновиться, я иногда включаю что-то из тех времен.
ORW: Ты написала песню «Ворожу» после просмотра иммерсивного спектакля «Черный Русский». Расскажи об этом поподробнее. Перенесла ли что-нибудь из атмосферы Дома Троекурова в свой последний клип?
Polina Mauer: На этот спектакль меня спонтанно позвали друзья. Сказали: «Пошли, это что-то новое и очень необычное». Я пришла, и у меня захватило дух. Все началось с хора, который звучал в отдалении, но заставлял идти и идти вперед. Я погрузилась в атмосферу и начала в ней крутиться. Я знаю, что актеры могут слишком сильно вжиться в роль. Это место впитало меня в себя, и я не могла от него избавиться. Мне не хотелось выходить из этой фантастической, но при этом угрюмой и страшной истории. Первые строчки родились у меня, пока я была еще в доме. Эти ритмичные причитания дали мне основу песни. Изначально мы хотели сделать маски как и в спектакле, но потом я увидела, насколько это трендовая вещь — вышло штук двадцать видео подряд и в России, и за рубежом с масками. В конце спектакля есть танцы на круглом столе — меня они просто поразили тогда. Поэтому они есть и в моем клипе.
ORW: Ну а псевдоним актрисы главной роли Мари Ворожи и название самой песни — это не просто так?
Polina Mauer: Это фантастика, но нет — я я сама узнала об этом буквально на днях! Это еще раз доказывает, что с этой песней переплетена магия того состояния, в котором я ее написала. Сейчас объясню. Я всегда делаю обложки и синглы к своим альбомам самостоятельно. А в эта песня была для меня такой важной и интересной, принесла столько переживаний, что на обложку не осталось сил. Я попросила своего знакомого, Макса Баззарда, солиста группы «Завтраккусто», сделать ее. Макс никогда не принимает референсы: он слушает песню и потом создает обложку, которая видится ему подходящей в этой истории. Обычно он делает ее пять дней. Я скинула ему песню, и через два часа он присылает пример, который в итоге и стал финальным. Там слово «Ворожу» обрамлено еловыми веточками. Он рассказал мне, что как только услышал песню, побежал в ближайший лесопарк, чтобы собрать их: «Полина, я знаю, что это никак не переплетается в песней, но я не мог сделать иначе». Но вся суть в том, что когда ты входишь в Дом Троекурова, первое, что ты видишь — это еловые ветви! То же самое и с Мари Ворожи — значит, там витало это слово. Я потом проверила — действительно, я была на спектакле, когда играла она.
ORW: Для съемок «Ворожу» вы использовали кинект-съемку. Довольно необычный прием, используемый скорее в компьютерных играх. Расскажи, почему ты решила воспользоваться им?
Polina Mauer: Нам хотелось создать что-то анимационное. Мы долго думали, как сделать так, чтобы танцоры и актеры перевоплощались, переходили из метафизического Зазеркалья в реальный мир. И наш техник предложил попробовать кинект, предупредив, что будет сложно и выйдет не три, а восемь съемочных дней. Вначале я очень скептически отнеслась к этой затее, но когда на съемочную площадку принесли этот прибор, мои танцоры просто сошли с ума. Они не могли от него оторваться и телами выделывали такие вещи!
ORW: Кстати, там же снялся Леша Летучий — звезда «Танцев на ТНТ» шестого сезона. Расскажи, почему ты решила пригласить его в свой клип?
Polina Mauer: Как-то я рылась в «Интересном» в Instagram. В тот момент я уже пришла к пониманию того, что клип мне хочется сделать именно с танцорами. И я просматривала кучу роликов с танцами. Но чаще всего я видела только красивую картинку и никакой жизни. А здесь картинка была не очень, но я уже открыла ролик. Но вдруг я творчески влюбилась в Лешу. Его тело «разговаривает» лучше, чем у некоторых людей — рот. Тогда я поняла, что ни один другой человек не сможет так здорово ни поставить танец, ни станцевать в нем. Он делает все очень честно. Он танцует не ради танца.
ORW: Недавно ты сказала: «обязанности и сложности воспринимаю как выгодную необходимость. К счастью, от невыгодных и ненужных необходимостей я научилась быстро избавляться». От чего, на твой взгляд, нужно избавиться артисту, как во внешнем мире, так и внутренне?
Polina Mauer: Не только артисту — каждому человеку. От выдуманных переживаний и эмоций. Если человек здоров и его близкие здоровы, никакая осенняя хандра не может заставить его прекратить двигаться вперед. От лишних людей — обязательно. Не жалея, не оценивая вместе прожитое. Нужно научиться уходить — от друзей, от любимых когда-то людей, от коллег. Я это усвоила. Нельзя цепляться.
ORW: Как ты этому научилась?
Polina Mauer: Пробовала. Я многое пробовала, чтобы справиться со своим характером и своими проблемами. Методом проб и ошибок я пришла к тому, что если я занимаюсь любимым делом и могу быстро отбросить то, что меня деморализует, я счастлива и очень трудоспобона.
ORW: Расскажи о своем предстоящем новом акустическом концерте 16 марта. Что ты хочешь получить сама от себя, своей группы, поклонников?
Polina Mauer: Это будет акустическая программа. Честно говоря, у меня к акустике всегда сложное отношение. Мне нравится электричество, я люблю следить за работой звукорежиссера, за игрой электронных инструментов. Я хочу, чтобы этот концерт меня не разочаровал, потому что на данный момент то, что мы репетируем и готовим, получается круто. Я учусь быть более искренней. Когда мало шума вокруг, а каждая струна может сымпровизировать, мне легче раскрываться. И в «Концерт клубе» очень «контактный» зал с маленькой сценой. По сути, я буду петь среди людей. Мне хочется общения, чуть больше времени уделить зрителям в момент выступления. Здесь я буду играть на гитаре. Я точно исполню «Свайп», а если все получится, то и «Море».
Текст: Евгения Грибкова
Фотографии: Анна Дроздова