Финалисты шоукейс-фестиваля New Open, призеры фестиваля независимых музыкантов “Индюшата”, главные герои нашумевшего фильма “Член” и “оголтелые панки и Питера” — всё это группа БИБН (Без Имени Без Номера), создающая мощную музыку на стыке рока, электроники и панка. Ребята уже выпустили два по-настоящему high-power альбома и продолжают громко заявлять о себе, вызывая все больший резонанс в отечественной музыкальной индустрии. О свободе выбора, отношении к рэпу, и ближайших творческих планах рассказал фронтмен группы БИБН Mars Firestarter.
Рок Волна: Расскажи, как вы познакомились, когда и с чего началась история группы?
Марс: Я познакомился с нашим бас-гитаристом Орионом в школе: мы вместе слушали Nirvana и решили уже тогда создать свою рок-группу и захватить мир. И только спустя десять лет, когда мы уже переехали из родного города Самары в Санкт-Петербург и успели сменить двух барабанщиков, мы встретили нашего нынешнего барабанщика Славу. Нашли мы его по таргету ВКонтакте за пятьсот рублей. На тот момент он был самым популярным российским стримером-барабанщиком на Твиче и играл музыку, которая нам тоже была близка. Также в Питере мы познакомились с нашим звукорежиссером Юрой, он свел наши два альбома и рулит нам лучший звук на концертах.
Можно сказать, что история группы началась в 2018 году с первого альбома ВПК, но тот состав, который мы считаем полноценным, сложился уже со второго — “Царь ведет самолет” — в 2020 году.
Рок Волна: У вас уже вышло два альбома “ВПК” и “Царь ведет самолет”, готовится третий и при этом всего несколько синглов. Почему? Вам ближе выпускать музыку единым концептом внутри альбома?
Марс: Для нас альбом — это как отдельная эпоха или глава в книге, где есть своя единая атмосфера и отпечаток времени. Это большая работа, слушая которую можно увидеть, насколько группа выросла и изменилась, увидеть новую грань в ее творчестве. И если сингл отражает какое-то одно настроение, которое может и не зайти людям в момент прослушивания, то в альбоме каждый человек может найти для себя трек, который ему точно понравится.
Рок Волна: Музыка — это высказывание. Есть темы, на которые ты не готов говорить? Бывали ли разногласия в коллективе относительно выхода тех или иных композиций?
Марс: Все окончательные решения чаще всего принимаю я. Но в целом, мы с ребятами всегда приходим к единому мнению, у нас все с этим в порядке. Насчет запретных тем — надо рассматривать конкретные ситуации.
Рок Волна: Что, на твой взгляд, делает человека свободным?
Марс: Человека делает свободным выбор. Но как нам показывает фильм “Матрица”, выбор — это иллюзия, которая дается нам людьми, у которых есть власть. То есть происходит иллюзия выбора, которая находится под их контролем. Если бы у нас был выбор вне этой иллюзии, тогда это была бы настоящая свобода.
Рок Волна: От вас часто можно услышать негативные высказывания относительно рэпа. Как и почему на твой взгляд сформировалось такое отношение к данному направлению?
Марс: Для меня рэп — это в первую очередь история про имидж, а не про музыку. Мы живем с вами во время, когда имидж и понты победили, и это способствует деградации музыки, общества и культуры в целом. Сейчас постараюсь объяснить, как и почему у меня сложилось такое мнение.
Когда я был подростком и формировался как личность, я очень полюбил гитару и рок-музыку в целом. В самом начале на меня повлияли такие яркие герои как Виктор Цой, Курт Кобейн и Джимми Хендрикс. Плакаты с ними висели на стенах моей комнаты. Слушая их музыку и чувствуя, что она в себе несет, я хотел быть похожим на них. Можно сказать, я впервые в жизни почувствовал сильное восхищение и уважение к кому-то, и их музыка заменила мне отца, которого у меня не было. В их песнях транслировалась внутренняя сила, за которой я хотел идти, а игра на инструменте — электрогитаре — учила меня превозмогать сложности. Рок-музыка, которую я полюбил, сформировала во мне ценности, сформировала мой характер, а также те качества, которые я по-детски называл: “не круто быть крутым”, “музыка и энергия — это главное”, “круто быть искренним и честным”, “чтобы чему-то научиться, нужно много стараться и трудиться, и тогда ты сможешь создать нечто прекрасное, настоящее искусство”.
Но большинство людей из моей школы слушало другую музыку — пацанский районный рэп, максимально схожий по атмосфере с шансоном. И эта музыка формировала в них нечто совсем другое: они были не такие как я, с другими ценностями и интересами, защищали другие взгляды и мы с ними не могли друг друга понять. И когда мне приходилось общаться с людьми, которые слушают рэпчик и получать от них за то, что я не такой как они, я начал понимать, что как бы я этого не хотел, мы с ними все-таки враги. Этим людям интересна их выдуманная личность, которую они постоянно стараются подпитывать понтами в стиле “я самый крутой”, “я заработал много бабок”, “я ношу крутые шмотки”, “я покупаю крутую тачку”, “я *** твою [девушку]”.
Эта история восхождения рэпа продолжилась и когда я стал взрослым. В момент, когда я создавал БИБН, рэп у нас в стране стал главным музыкальным направлением. Большинство рок-групп и рок-концертов, которые были в России, почти исчезли. Эти группы по большей части затихли, стали никому не нужными, либо мимикрировали под рэп. Все поддержали эту новую волну. И для меня вся эта волна, которая возникла, с батлами и новой школой — это все равно что увидеть, что мои враги победили.
Только ленивый не стал делать рэп-треки. Задумайтесь, сколько нужно времени, денег и сил, чтобы создать рок-группу, купить инструменты и научиться на них играть, сочинить песни, все записать, отрепетировать и так далее? А сочинить и записать рэп? Если смотреть глобально, для меня вся это волна — пропаганда слабости. Все в новом рэпе является выбором слабости — легко найти биток, зачитать в любой микрофон или телефон, кинуть автотюн, выступить под плюс, получить бабки, т******ь [девушку], закурить косяк, обсудить разборки, помериться достоинствами и снова написать новый рэпчик об этом. Для меня в этом ничего нет, я испытываю к этому отвращение с точки зрения чувства прекрасного. Для меня эти люди никогда не станут героями.
И конечно, я понимаю, что есть так называемые рэперы-интеллектуалы, которую трут за политику, за повестку дня (чтобы оставаться на слуху), трут, что умрут за русских детей (и их назовут сразу народными героями-спасителями), о том, что им больно за Россию-матушку или еще что в этом духе. Вкратце: я им не верю.
То, что рэперы читают в большинстве своих треков и несут — это самолюбование, воспевание и имитация богатства или псевдоинтеллектуализм. Они порождают в сознании восприимчивых детей продолжение всеобщей деградации. Мне продолжение этого идиотизма не интересно, мне интересно самосовершенствование, чтобы человек воспрял духом, нашел то, что он любит и развивался. В современном рэпе я не чувствую, к какой силе меня ведут, исполнители просто копаются в этой бесконечной грязи, порождая к ней все больший интерес. Это замкнутый круг. Назовите меня душнилой и токсичным консервантом, но это мое личное мнение по поводу этой «культуры».
Рок Волна: В сентябре вы приняли участие в финале фестиваля независимых музыкантов “Индюшата-2021”. Расскажи о реакции московской публики. Полезным ли стал для вас этот опыт?
Марс: Это было наше первое выступление в Москве, сразу в «Мумий Тролль баре» на Новом Арбате, с хорошим звуком и оборудованием. Кто-то из зрителей и жюри был шокирован, кто-то восхищен, в любом случае никто не остался равнодушен. Для нас возможность показать себя — это всегда праздник, и мы благодарны команде фестиваля за эту возможность.
Рок Волна: Год подходит к концу, каким для группы БИБН запомнится 2021-ый?
Марс: Самое важное, что произошло в этом году — это яркая для нас поездка на фестиваль New Open в Екатеринбург и вышедший фильм Член режиссера Ивана Пшенина, в котором мы стали главными героями. И мы всем советуем его посмотреть.
Рок Волна: Назови вещь, на которую никогда не пойдёшь ради популярности?
Марс: Предательство себя.
Рок Волна: А теперь вещь, без которой не можешь представить свою жизнь?
Марс: Музыка.
Рок Волна: В конце октября в связи с локдауном был перенесен ваш тур. Недавно вы анонсировали новые даты концертов в Москве и Санкт-Петербурге. Расскажи о ближайших творческих и концертных планах.
Марс: Из ближайшего — мы выступим в Севкабель порте на “Фрэш Фесте”, фестиваль состоится 27 ноября в клубе «Морзе». 16 декабря мы дадим наш первый большой концерт в Москве в клубе Punk Fiction, где сыграем лучшие песни из первого и второго альбома при поддержке групп «Пластик» и НБИП, а прямо перед новым годом 26 декабря выступаем в питерском клубе «Ласточк»а с группой Aunt Tabby.
Третий альбом выйдет в начале 2022 года, и уже весной мы планируем поехать с ним в тур.