Сегодня, 21 ноября 1983 года, в Лос-Анджелесе состоялась премьера видеоклипа Майкла Джексона на песню Thriller. Не смотря на оглушительный успех Thriller, Майклу пришлось очень долго бороться за то, чтобы попасть в эфир MTV, из-за того, что в то время клипы афроамериканцев не принимались в ротацию.
«Я помню, как отправился на MTV с черновым вариантом клипа «Billie Jean», и они отклонили видео», — вспоминает Рон Вайзнер, бывший на тот момент менеджером Джексона. В рамках борьбы за то, чтобы артисту выделили эфирное время, президент CBS Records Уолтер Етникофф оказал давление на MTV, сделав следующее заявление: «Я больше не дам вам ни одного музыкального видео, и собираюсь публично рассказать о том, что вы не хотите ставить музыку чёрного парня».
Жёсткая позиция Уолтера убедила руководство MTV начать ротацию «Billie Jean», а затем и «Beat It», это привело к долгосрочному сотрудничеству и позже помогло другим чернокожим артистам добиться признания.
Когда 14-минутное музыкальное видео Michael Jackson’s Thriller попало в эфир, MTV ставил его дважды в час, чтобы удовлетворить спрос телезрителей. Этот короткометражный фильм стал отправной точкой для роста масштабов музыкальных клипов. Его называют лучшим видеоклипом из когда-либо выпущенных. Популярность этого видео вернула Thriller на вершину альбомного чарта.
Видеоролики на песни «Beat It» и «Thriller» имели успех и благодаря массовой хореографии, впоследствии ставшей «фишкой» певца. Автор, музыкальный критик и журналист Нельсон Джордж написал в 2004 году: «Это сложно: слушать песни с Thriller и не связывать их с музыкальными видео. Для большинства из нас изображение дополняет песни. На самом деле можно утверждать, что Майкл — первый артист эпохи MTV, который смог так тесно связать в общественном воображении содержание альбома с образами, дополняющими его».
В журнале Time было отмечено: «Джексон — самая большая звезда со времён The Beatles. Он — самый горячий сольный феномен со времён Элвиса Пресли. Он — просто самый популярный чёрный певец из когда-либо живших».
«Полнометражный», в то время самый длинный из всех видеоклипов (а хронометраж полного, не порезанного цензурой варианта «Чёрного или белого», созданного через 10 лет Джоном Лэндисом тоже с Майклом Джексоном в главной роли, составил 18 минут), был снят всего за два дня при двухмесячном подготовительном периоде. Он стоил $500 тысяч, а принёс миллионные прибыли. И несмотря на шутливый характер своего рода «песенки с картинками», экранное творение под названием «Триллер» всё-таки заслуживает отдельного разговора и включения в киноэнциклопедию.
Разумеется, данный клип лучше смотреть вместе со специально подготовленным «трейлером» (по-русски получается как «добавка», однако не имеющая ничего общего с хорошо знакомой нам по прежним временам «нагрузкой»), который именуется просто — «На съёмках «Триллера», а длится 45 минут, то есть в три с лишним раза больше «Триллера». Он раскрывает многие из секретов: создание грима и маски оборотня выдающимся профессионалом Риком Бейкером, который неоднократно получал премии «Оскар»; изматывающие танцевальные репетиции под руководством хореографа Майкла Питерса; обстоятельства съёмок, забавные подробности, остроумные находки всех участников группы, максимально преданных своей работе. Дружеский стиль взаимоотношений режиссёра Джона Лэндиса и певца Майкла Джексона, которые впервые встретились в совместной работе, характеризует их не только с человеческой, но и с профессиональной точки зрения. Лента «На съёмках «Триллера» позволяет узнать «кухню» кинематографа изнутри, а главное — постичь технику создания суперзрелищного кино, являющегося постмодернистским изобретением «вундеркиндов», среди которых — и 33-летний Лэндис.
Ведь «Триллер» — не только «шутка гения», талантливый розыгрыш, очень смешная пародия. Уже в первой надписи зрителей предупреждают, что Майкл Джексон не верит в оккультные силы. А в финальном титре сообщается, что все персонажи вымышлены, и любое сходство с реально жившими людьми или живыми мертвецами абсолютно случайно. Это настоящее постмодернистское произведение, в котором сочетаются фильм ужасов, комедия, мюзикл, любовная мелодрама. Иронически воспроизведены многие мифы, ставшие постоянными мотивами в сказках и страшных историях, и они преподаны в форме занимательного зрелища с неожиданными сюжетными поворотами.
Видеоклип, как и его герой, тоже оказывается своего рода оборотнем, всё время меняющим личину жанра. Прикидывается то одним, то другим по стилю, имеет разные обличья, таит в себе несколько сущностей. Каждый из зрителей — от ребёнка до интеллектуала — способен найти в «Триллере» что-то своё, ему самому интересное, лично увлекательное. И грандиозный успех этого «полнометражного клипа» доказал, что суперзрелищное кино, даже минуя кинотеатры, может становиться всемирно известным и воспринимаемым миллионами зрителей с различным вкусом, уровнем образования и культуры в разных странах — благодаря лишь распространению на видео.
Сергей Кудрявцев, 1989, из книги «3500 кинорецензий»