Егор Летов давно уже перерос статус легенды и превратился в настоящий культурный феномен. Летов — поэт, философ, политик, композитор, герой контркультуры. По масштабу влияния и разнообразию творчества сложно подобрать в отечественной рок-музыке кого-то равноценного. Но до массового слушателя долетели только его «хиты»: «Все идет по плану», «Моя оборона», «Русское поле экспериментов».
А дискография Летова невероятно огромна — общая численность композиций (включая кавер-версии, инструментальные произведения, аудиомонологи и аудиоколлажи проекта «Коммунизм»), — около 1153 записей, и автор подавляющего большинства — сам Егор Летов. Все это создавалось как в рамках сольного творчества, так и внутри различных проектов. Да-да, помимо «Гражданской обороны» было много чего еще!
Сегодня расскажем о пяти самых значимых музыкальных проектах Егора Летова.
1. «Посев»
Предтеча известной «Гражданской обороны» — первый коллектив Летова, существовавший с 1982 по 1985. За три года группа успела записать 11 альбомов, часть из которых полностью утрачены – они никогда не распространялись. В рамках проекта исполнялся гаражный панк, панк-рок, психоделия, а также экспериментальные композиции. Справедливости ради стоит отметить, что часть из утраченного все-таки была возвращена к жизни. В 1989 году, уже в рамках «Гражданской обороны» Летов и Кузя Уо выпустили альбом «История: ПОСЕВ 1982-85», включивший перезаписанные композиции «Посева» и оригинальные записи 1982—1983 годов. Проект прекратил свое существование в 1985 году – последний альбом «Сделай сам» был выпушен уже во время активной фазы «Гражданской обороны». Кстати, песня «Снаружи всех измерений», которую многие воспринимают после смерти Летова как «прощание», на самом деле была написана именно во времена «Посева».
В своей автобиографии Летов так рассказывал о проекте: «Я постепенно пришел к тому, что хотел услышать определенную музыку и определенные тексты. Но так как их в реальности не нашлось, я был обязан создать их сам. Не было в то время группы, которая бы меня удовлетворяла, и поэтому я сам сделал группу, которая меня удовлетворяла. Сначала группа называлась ПОСЕВ; это было самым эпатажным названием, которое можно было придумать в то время»
2. «Гражданская оборона»
Конечно, этот топ не может обойтись без главного и бессмертного проекта Егора Летова, который не нуждается в отдельном представлении. «ГрОб» несколько раз распадалась, неоднократно меняла составы и музыкальные стили, и, в конце концов, стала символом отечественного андеграунда. За всю свою историю группа выпустила 23 официальных, а также множество неофициальных альбомов, бутлегов, сборников и концертных записей. В конце 80-х группа стала популярна, несмотря на то, что сам Летов крайне негативно относился, например, к вниманию журналистов и СМИ – считал, что они убивают рок-музыку. Последний альбом «Гражданской Обороны» вышел в 2007 году. Он назывался «Зачем снятся сны?». Летов говорил о нем: «Впервые я создавал вещь для себя, чтобы выразить все, что я чувствую. Поэтому я не стал ни материться, ни на кого-то нападать».
Лучше, чем сам Летов, о «ГрОб» никто не сказал, так что нам остается только согласиться: «Я считаю, что «Гражданская оборона» – это единственная психоделическая команда на периметре нашей страны, которая делает настоящий психоделический гаражный панк. Я считаю, что мы лучшая группа в стране, однозначно. И были, и надолго останемся, потому что даже и альтернатив нет, и сравнивать не с кем».
Или нет? :)
3. «ЕиО»
Название этого проекта полностью приводить мы не будем, потому что РОСКОМНАДЗОР. Чистейший отечественный психоделический рок, авангард во всем его проявлении. В проекте нашел отражение интерес Егора Летова к магии, экспериментам с расширением сознания, его впечатления от смерти Янки Дягилевой и распада Советского Союза. Нецензурное название было выбрано специально — чтобы в СМИ поменьше упоминали. Сам проект возник в 1990 году и прекратил свою деятельность в 1993. Концертов группа не давала, как и интервью. Первый альбом, «Прыг-скок», записанный в мае-июле 1990 года, многие поклонники считают чуть ли не эталоном творчества Летова, как и второй альбом, «Сто Лет Одиночества». Третий, «Психоделия Tomorrow», вышел гораздо позже и почти полностью состоял из инструментальных записей.
4. «Коммунизм»
Еще один концептуальный музыкальный проект Летов создал в 1988 году. Если в русском роке вам не хватает авангарда – послушайте «Коммунизм»! Любовь Летова к абсурдистам Хармсу и Введенскому здесь особенно очевидна. По признанию музыкантов, проект создавался не для публики, а для них самих – это некоторый «художественный простор», в котором можно было бы жить. Дискография «Коммунизма» — 14 магнитоальбомов, но песни из проекта Летов изредка исполнял на концертах.
5. «Цыганята и Я с Ильича».
И еще один экспериментально-концептуально рок-проект, который успел записать всего 2 альбома: «Гаубицы лейтенанта Гурубы» и «Арджуна-Драйв». Первый из двух альбомов вошел в сводку «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. Очередная попытка поломать устоявшиеся музыкальные правила, создать что-то новое, авангардное и необычное. Главная цель – изменить законы музыки и песни, представления о ней как о упорядоченной совокупности куплетов и припевов. Девиз проекта: «быстро, шустро, лихо».
Егор Летов так вспоминал о проекте: «Это циничнейшая, обидная, безобразная, злостная, идиотская и издевательская работа. Стиль, в котором она выполнена, именуется и подается Манагером как „мелодичное мышление“ и воспринимается им самим не иначе, как исключительно свой собственный: аналогов и конкурентов на мировой арене по силе самовыражения и по глубине патологического погружения в „веселье бытия“ не имеющий». Основным идеологом проекта, справедливости ради, был Олег Судаков (Манагер), именно он был основным автором текстов и вокалистом. Егор Летов и Константин Рябинов (Кузя Уо) помогали другу – играли на гитаре, саксофоне, детском синтезаторе «Соловушка» и всячески материализовывали безумные идеи Манагера.