29 сентября 1985 года состоялся первый концерт группы «Чай-Ф», с этого дня легендарный свердловский коллектив ведет свою историю. Тогда, в небольшом зале ДК МЖК, новоявленное трио покорило своих первых слушателей. Уже 35 лет «Чайф» дарит своим поклонникам оранжевое настроение и радует их (не только) «бутылкой кефира». Сегодня мы рассказываем 10 фактов интересных фактов из истории «ЧайФ».
1. История названия.
Его придумал участник первого состава группы – Вадик Кукушкин, который соединил в одном два слова: «чай» и «кайф». По сути, название появилось в результате репетиций, которые нередко перерастали в дружеские посиделки – это больше походило на чае (и не только) питие с игрой на гитарах. Владимир Шахрин неоднократно рассказывал, что на таких встречах они пили черный чай-чифирь, заваренный через кофеварку «Бодрость». Именно «чайфом» этот напиток и назывался, а поход на репетицию означал «поход на чайф». Знаменитая кофеварка «Бодрость» сохранена Шахриным в качестве экспоната.
Кстати, первоначально название группы писалось как «Чай-Ф» и это нередко приводило к неправильному произношению. Меломаны называли группу «Чай-Эф», т.к знакомы, во многом, были с ней только благодаря магнитоальбомам. Со временем, дефис выпал, и «Чайф» стал «Чайфом».
2. Дружба и музыка
В 1975 году девятиклассник Владимир Шахрин и его друзья создали группу «Пятна». Через год в нее попал новичок школы – Владимир Бегунов.
«Пришел в школу, а там эти обормоты кудрявые, Шахрин и Денисов, сидят на задней парте, пластинками меняются. У них уже какой-то аппарат был. Стал я с ними играть», — вспоминал потом Бегунов.
Затем был строительный техникум, где молодые люди продолжали заниматься музыкой, играли на танцах. А осенью 1978 года оба ушли в армию…и оказались на Дальнем Востоке в пограничных войсках в одной казарме. Только служили в разных войсках.
Надо отметить, что после службы совместного музицирования долго не было, оба Владимира работали, и на музыку времени уже не оставалось. Но в 1983 году, благодаря обмену пластинками, Шахрин познакомился с Вадиком Кукушкиным и Олегом Решетниковым. После совместного с Бегуновым похода на творческий вечер Майка Науменко и Виктора Цоя, Шахрин твердо решил создать свою группу – Бегунов заходил иногда просто так, слушал музыку. Дослушался до того, что весной 1984 года решили сами записать альбом (он назывался «Визовский пруд» и в народ не пошел»)
3. Рок-опера еще пока не «Чайфа»
Все в той же школе, пока нормальные десятиклассники готовились к экзаменам, друзья сочиняли рок-оперу. Сильно вдохновились «Jesus Christ — Superstar» и решили придумать что-то свое, не менее грандиозное и эпичное. Появился сюжет о красавце шуте, корыстном короле и его дочке, влюбленной в шута. К постановке даже были сшиты костюмы, написана музыка. Шахрин играл роль короля: «Сейчас я понимаю, что это был просто сопливый мюзикл, но нам он казался настоящей рок-оперой. Я помню кусочек своей арии: «Кто выложит тысячу песо, того она будет любить». Спустя много лет я узнал, что тысяча песо — это сущие копейки. Недорого же я ценил собственную дочь».
4. «Никто не услышит»
Знаменитая песня «Никто не услышит» (которая всем более известна как «Ой-йо») была написана Шахриным во время двухнедельной рыбалки на озере Балхаш в Казахстане. Под словами «Никто не услышит» музыкант как раз подразумевал бескрайний степной пейзаж.
Шахрин так вспоминал о создании этой песни: «Мы ездили с отцом на рыбалку. Недели две жили в палатке. Конец 80-х годов – и меня накрыло вот это ощущение, что ты уже не мальчик: уже двое детей, друзья многие уже растерялись куда-то. И в музыке для «Чайфа» 1989-й год – сложное время. Играть стали как-то вязко, пропала легкость, ирония, и задора не было. И в песне я как-то очень точно передал эти все переживания».
5. О том, как «чайфы» «наутилусов» пугали
Одно время Владимир Бегунов работал миллиционером. С этим была связана забавная история. Однажды, сидя в милицейской машине, он увидел в окно идущего мимо Вячеслава Бутусова и в мегафон объявил: «Гражданин Бутусов! Подойдите к машине!». Солист «Наутилуса» сильно испугался и убежал. Еще несколько лет после этого, по воспоминаниям Вячеслава, он ходил по Свердловску, оглядываясь – пока Бегунов не рассказал ему правду. Бутусов потом долго обижался за такую неудачную шутку.
6. «Какая боль!»
Уже ставшая легендарной песня «Аргентина – Ямайка 5:0» была создана под конец работы над альбомом «Щекогали». Более того, к тому моменту, как она появилась, он был уже полностью записан. Как же появилась песня? Владимир Шахрин находился в Париже – тогда там проходил чемпионат мира по футболу. Прогуливаясь возле Эйфелевой башни, он увидел как темнокожие стучали в барабаны и что-то напевали, а около них танцевали аргетинцы. До этого Ямайка потерпела поражение на чемпионате мира, проиграв Аргентине как раз со счетом 0:5. Случилось это в 1998 году.
7. «Чайф» ломают стереотипы
Этот факт тоже связан с историей песни, но важно здесь не это. Егор Белкин выдвигал и очень настаивал на тезисе, что не может быть песни меньше, чем с тремя аккордами. Однако «Чайф» сломали эту установку, создав песню «Белая ворона», которая построена всего на 2 аккордах. Песню очень тепло приняла публика, а стереотип был разрушен. Кстати, «Белая ворона» это посвящение и ответ в юмористической форме на песню «Наутилуса Помпилиуса» «Взгляд с экрана». Фраза «Слава слушает Севу» — про Бутусова, который слушал Севу Новогородецева и его передачу «Рок-посевы».
8. Как создать «Оранжевое настроение»?
Цикл «Оранжевое настроение» состоит из 5 акустических альбомов. Каждый из них сначала обкатывается на репетиции, затем садятся в студии и записываются. Все вживую. Это позволяет создать эффект непринужденного джем-сейшена и некоторого уютного раздолбайства. Сама альбом «Оранжевое настроение» был издан в 1994 году – с тех пор оранжевый стал официальным цветом коллектива.
На обложке первого диска из цикла значилось:
«Сегодня, 17 сентября 1993 года, в небольшой комнате, размером с обычную кухню, на студии «Новик Рекордз», в городе Екатеринбурге. Мы собрались для того, чтобы записать
свои старые песни, не попавшие по тем или иным причинам на «винил» или «CD». Мы не готовились к этой записи специально и даже не знаем, какие песни войдут в окончательный вариант альбома. Единственной задачей этого бредового проекта является попытка воссоздать атмосферу квартирных концертов и неповторимое «оранжевое» настроение начала восьмидесятых… Через несколько минут техники установят микрофоны, наш звукооператор даст команду: «От винта!», и мы начнем играть на своих стареньких «домашних» гитарах…»
9. «Ты вчера ходила на “Агату Кристи”, я пинал по скверу золотые листья»
Очень долгое время существовало мнение, будто эти две уральские группы друг друга недолюбливали. Конфликт подогревался в прессе взаимными подколками и шутками, опускали шпильки в адрес друг друга. На самом же деле, никакого конфликта никогда не существовало – это была лишь придуманная легенда для пиара. «Агата» и «Чайф» друг к другу относились вполне доброжелательно. «Чайф», например, выступали на концерте, посвященном пятилетию «Агаты Кристи». Владимир Шахрин исполнил на нем песню «Бесса Мэ» из альбома «Коварство и любовь»
10. Преданные Уралу
«Чайф» — единственная рок-группа первой волны уральского рока 80-х, которая живет и работает в Екатеринбурге. Настя Полева и Егор Белкин, «Наутилус», «Агата Кристи», да и более «молодые» «Смысловые галлюцинации» и Чичерина – все они отправились в свое время штурмовать обе столицы. Шахрина часто звали и в Москву, и в Питер. Но он отвергал эти предложения, и остался верен родному Екатеринбургу.