Сегодня мы беседуем с набирающей популярность екатеринбургской группой Mariel’, которая только что выпустила свой второй альбом под названием Love is… Релиз, символично вышедший 14 февраля, рассказывает о любви во всех ее проявлениях — не только к партнеру, но и к деньгам, власти, а также многим неоднозначным вещам. Фронтмен команды Артем Герц уверен, что не нужно бояться и стесняться своих желаний, даже спорных, ведь они есть у каждого. Лучше — разобраться в себе получше и научиться принятию, прежде чем ты начнешь вредить окружающим. Об этом и многом другом Артем рассказал «Рок-Волне» в большом интервью.
Рок-Волна: Привет! 2 дня назад вы выпустили ваш второй альбом Love is… Какую мысль или совет слушателям вы считаете самой главной тут?
Артем Герц: Привет! Тут все достаточно просто — не ищите никаких подтекстов, не бойтесь и не стесняйтесь себя и своих желаний. Делайте то, что вам по-настоящему хочется.
Рок-Волна: В альбоме есть две песни, которые выделяются среди других — «Километры» и Let it out. Расскажите, почему вы решили обратиться к теме протестов в Беларуси? Почему этой песне есть место на альбоме, который посвящен любви во всех ее проявлениях?
Артем Герц: «Километры» — это тоже песня о любви, ведь любовь может быть совершенно разной. И эта песня даже не про власти Беларуси, а про любовь людей к самим себе. Белорусский народ понял, что себя нужно уважать и себя нужно любить. Не кого-то другого, а себя и начинать что-то менять нужно тоже с себя. Если вы измените отношение к себе, то другие люди, власти, начнут менять отношение к вам. И когда люди подумали: «Какого черта? Так больше нельзя!», они начали себя уважать и поняли, что такой беспредел с собой они творить не позволят. Честно говоря, я был удивлен тем, какие там храбрые люди. Я думал, что они все тихие-незаметные, а нам, на самом деле, нужно брать с них пример. Я говорю даже не про митинги, а про то, что не нужно бояться. Ведь власть, как и во все времена, играет на страхе народа. Ничего удивительного в этом нет.
Рок-Волна: Расскажите подробнее о вашем сотрудничестве с актером Луисом Мендилором. Как вы оказались на съемках его фильма? Как договорились записать совместный альбом?
Артем Герц: С Луисом мы познакомились два года назад на съемках фильма «Сэлфимания» в Екатеринбурге. Это проект из пяти новелл, которые сняты в разных странах, разными режиссерами, а потом объединяются в один фильм. Луиса пригласили в Россию, он играл забытую всеми рок-звезду, который уже толком не собирает, пьет, дебоширит. Нас пригласили исполнить роль его сессионщиков. Была длинная смена в «Ельцин-центре», пришел Луис, который, естественно, не говорит по-русски, мы английский не знаем, но кое-как, на пальцах, объяснились. Съемки прошли очень круто! Голливудские актеры, конечно, очень сильно отличаются от наших. По отношению к работе, по отношению к себе — например, если у них отдых, то дергать на какие-то досъемы нельзя. Все строго по графику. Но в перерывах Луис брал свою съемочную гитару и ходил по площадке, развлекал народ — пел свои очень старые песни. Мы ему подыгрывали. И после съемок я подумал: «Черт, он музыкант, мы тоже — надо попробовать сделать что-то вместе!» Подхожу к нему и говорю:
— Луис, а ведь мы настоящая рок-группа. Может быть, хотя бы поджемим немного вместе?
— Что, правда? Давайте лучше запишем пару песен!
Но мы договорились на целый альбом на афтерпати тех же съемок. После пары бутылочек пива языкового барьера как не бывало — мы прекрасно друг друга понимали. Он уехал, но разговор как-то забылся. Я решил ему напомнить и сделал кавер на саундтрек из этого фильма. Он заценил и попросил написать еще песен — так и получился совместный альбом. Релиз альбома состоится в марте, а еще я написал песни к двум его фильмам.
Рок-Волна: Недавно вы провели закрытое прослушивание альбома Love is… с вашими поклонниками. Расскажите, кто ваши слушатели, как они нашли вашу группу?
Артем Герц: Закрытое прослушивание прошло просто офигенно. Это второе наше закрытое прослушивание, первое — во время выпуска дебютного альбома Fight — было совсем камерным, так как оно проходило в нашей маленькой студии. Там было человек десять. В этот раз пришло тридцать! Группу, особенно ее участников, всегда можно хорошо понять через слушателей. Наши поклонники, с одной стороны, очень вдумчивые, а с другой — любят всякие эксперименты, что-то необычное и готовы принимать это в музыке. Есть отвязные рокеры, есть нежные девочки. Много слушателей пришли к нам после разогревов СЛОТ, немецкой группы Lord of the Lost. Если мы пиаримся через разогревы, то многие потом приходят уже на наши концерты.
Рок-Волна: Как публика восприняла альбом? Что вам говорили?
Артем Герц: Альбом восприняли неоднозначно. Я сразу подготовил слушателей, что это более попсовый материал, чем был в предыдущем альбоме. Но негатива не было, говорили, что при должной рекламе этот альбом обязательно заявит о себе. Было много незнакомых мне людей, и от таких всегда сложно получить какую-то критику, ведь они стесняются. Но потом все более-менее расслабились и сказали, что в этом альбоме стало видно группу «во всей красе». Ведь в альбоме Fight, который был на нескольких языках, не было идеи, а был только концепт и попытка сделать что-то модное по звучанию, то, что легко бы зашло на рынок. А Love is… во-первых, на русском языке, тут считывается идея, видно людей, и поэтому он откликается больше. Мне было очень интересно увидеть реакцию на попсовые песни, например, «Асторию». Но ее восприняли очень хорошо, сказали, что в Екатеринбурге нет групп, которые умеют так классно экспериментировать и совмещать разные стили.
Рок-Волна: В новом альбоме вы поете песни, которые написал ваш гитарист Евгений, т.е. не свои. Вас устраивает такое распределение или же амбиции писать свои тексты есть? Как вы «сверяете часы» друг с другом и бывают ли ситуации, когда вы не хотите петь, что он написал, вам это не близко, и материал приходится перерабатывать?
Артем Герц: Конечно. Это вообще одна из самых сложных тем для нас. Женька не всегда пишет тексты, которые вяжутся с музыкой. Я выражаю свои эмоции и мысли с помощью инструментала, Женя же облекает эти же эмоции в лирическую оболочку, и, конечно, не всегда мы совпадаем. Из-за этого мы можем разругаться в пух и прах, послать куда подальше и песни, и альбом, но в итоге миримся, естественно. Перерабатываем материал очень часто. Иногда даже приглашаем сторонних авторов написать песню. Это не из-за того, что Женя — плохой текстовик, а для разнообразия. Женька очень круто пишет стихи, но стихи и тексты песен — это совершенно разные вещи. Иногда он промахивается, а иногда выражает идею на все сто. У нас есть песня «Куда приводят мечты», и лично для меня она идеальна в соотношении музыки и текстов. В новом альбоме — это «Сигнальные огни», песня «Пох#й», ведь он добавил туда речитатив. А вот песню «Грязь» я не люблю именно из-за текста. Не мое, хотя сексуальная энергетика в ней определенно есть.
Рок-Волна: В вашей группе часть участников — профессиональные музыканты, а другая половина — профессиональные актеры. Как актерская профессия помогла вам в музыке?
Артем Герц: Актерская профессия помогла нам не в музыке, она помогла собрать группу, ведь все мы встретились в театральном институте. По-настоящему профессиональный музыкант у нас только Олеся, она работает в екатеринбургском оркестре B-A-C-H, который делает симфонические коллаборации с известными рок-группами, поп-певцами. Но я хочу подчеркнуть, что когда ты выходишь на сцену, будучи в определенной роли, и когда ты поднимаешься на сцену как музыкант — это совершенно разные вещи! Хотя с другой стороны, ты точно не боишься зрителя, ты как рыба в воде там, ты понимаешь, что такое зритель в любом месте. Конечно, у тебя есть артистизм, который также очень нужен музыканту. При этом я знаю многих артистов, которым не нужны никакие театральные, у них это происходит органически. А еще у актеров-музыкантов совершенно другое мышление. Мы на сцене хотим представить шоу, а не просто «пять чуваков играют». Меня в этом плане очень вдохновляют Short Paris, Майкл Джексон. Чтобы была драматургия, верная последовательность песен. Для меня важно шоу — очень нелюбимое, кстати, в России слово, которое все понимают как продажность или неадекватное поведение.
Рок-Волна: В Mariel’ играет альтистка Олеся. У нее особенное положение в команде? Сложно ли, когда в мужском коллективе появляется девушка и как вы решаете этот вопрос? Тут лишнюю шутку не пошутишь, тут не поделишься понятной мужчине ситуацией…
Артем Герц: Олеся, как раз таки — свой бро! Именно поэтому только она и осталась работать с нами среди других девушек, потому что ей удалось вписаться в мужской коллектив. Она и росла в компании парней. Но при всем том, что она общается с нами по-пацански, она не теряет женственность. С каждым годом она становится все лучше, занимается собой, знает себе цену. И мне важно делиться с ней — я часто рассказываю ей что-то первой, а потом уже парням. Она выслушает, поймет и даст совет как от женской стороны своей, так и пацанский. И да, мы не гнушаемся шутками! Стопорим друг друга иногда, конечно. Ведь все равно нельзя выбрасывать из внимания то, что она девушка. Но она — свой братан в команде, никаких проблем.
Рок-Волна: Вы мечтаете выступать с симфоническим оркестром, в составе группы есть альтистка, в образах виден налет аристократизма. В эпоху фаст-фуд музыки, рэпа, который относительно дешевый в продакшене, а на сцену выходят в домашней одежде, почему вы уделяете такое внимание к деталям и внешнему образу?
Артем Герц: Все идет из детства. Когда я был маленьким, я увидел симфонический концерт Metallica. К официальному стилю одежды мне вкус привила мама, за что я ей очень благодарен. «Аристократизм» — это есть у всех из нашей группы. А послушав фаст-фуд музыку, ты не почувствуешь никакого приятного послевкусия, она очень быстро переварится. Я не ретроград, но раньше музыку, хиты писали на века. После таких песен остается не то, что послевкусие, а мысли, чувства, идеи. Я сам не прочь послушать фаст-фуд музыку, например, Моргенштерна, его лайвы очень круты. Мне нравится Дора, но ее послушал и до свидания. «Кис-кис» — это музыка на один раз, забываю тут же. А мне хочется уделять внимание мелочам, уделять внимание шоу, одежде, образу. Ведь ты выходишь на сцену, и ты уже другой человек — ты на несколько метров выше остальных. Наверно, можно прийти просто послушать именно музыку, но лично я на группы хожу посмотреть на них, как они себя подают, как общаются с залом, это ведь тонкая игра. Послушать можно и на аудио. И люди скорее запомнят группу, если у нее будет какая-то визуальная фишка. Я часто слышу: «Вот там группа, где чувак вечно в кожаных штанах!» Или еще бывает: «Это команда, где девчонка играет на скрипке!». Запомните — у Олеси альт. Для меня это всегда было очевидно — если ты выходишь на сцену, выгляди классно! Да даже те, кто выступают якобы в домашней одежде как это делают «кис-кис» иногда — поверьте, это все продумано. Так что визуальная составляющая играет огромное значение.
Рок-Волна: Вы написали альбом Love is… за одну ночь. Что вы почувствовали, когда последняя песня была завершена?
Артем Герц: Когда мы написали последнюю песню, мы почувствовали, что очень хотим спать, мы очень пьяны, хотим есть и домой бы скорее. Это были первые мысли! (смеется). Какие-то сильные эмоции мы испытали только на следующий день, когда сели переслушать все свои наработки. Ты ощущаешь, что это твой ребенок, которого ты взрастил за одну ночь, и очень важно, что с ним будет дальше.