4 февраля 1991 года вышел альбом «Innuendo» — последняя прижизненная работа Фредди Меркьюри. Следующий, пятнадцатый и последний для группы, «Made in Heaven» Брайан Мэй, Роджер Тейлор и Джон Дикон выпустили уже после смерти солиста.
Последние записи давались уже сильно больному Фредди нелегко. Сейчас слушать альбом тяжело — ты уже знаешь, что случится через полгода после его выпуска.
В жизнеутверждающих песнях «Innuendo» отчетливо слышно желание жить. Это оптимистическое настроение слышно даже в самых мрачных и, на первый взгляд, депрессивных композициях. Этот альбом — подведение итогов. Творчества и жизни.
«Недосказанность» — так можно перевести название. Возможно, это был косвенный намек на то, что в таком составе группа просуществует совсем недолго. Всем всё было понятно. Тем более, самому Фредди.
«Innuendo» начали записывать буквально сразу после выхода альбома «The Miracle». После его презентации не состоялось традиционного концертного тура — Фредди Меркьюри в одном из интервью утверждал, что просто хочет отказаться от схемы «альбом-тур-альбом-тур».
Но уже тогда поползли слухи о его болезни. Другие участники группы всячески отрицали этот факт. Роджер Тейлор в одном из интервью сказал, что Фредди «здоров и работоспособен». После появления Queen на церемонии награждения BRIT Awards, где они получали премию за выдающийся вклад в британскую музыку, эти слухи усилились многократно. Фредди выглядел весьма изможденно и следы его болезни были очевидны всем. Для него это стало последним публичным появлением.
Журналисты стали донимать группу насчет здоровья солиста. Фредди пришлось удалиться в студию Mountain Studios в Монтрё — там обстановка позволяла работать спокойно без публичного давления. Брайн и Роджер занимались продвижением «The Miracle» и заняться студийной работой поначалу не могли. Потому многие композиции отстаивались долгое время незавершёнными.
В конце 1989 года группа наконец воссоединилась — звукозаписывающее сессии возобновились. Работа шла медленно. Это было вполне осознанным решением группы. Фредди работа давалась тяжело. Он мог без перерыва трудиться лишь несколько дней.
Еще в самом начале записи альбома было принято решение в качестве авторства композиций указать всю группу, а не каждого участника отдельно, как это было сделано ранее. Брайан Мэй позже будет отмечать, что это решение повлияло на группу положительно — она избавилась от эгоистических метаний и претензий.
Обложка альбома была создана Queen и Ричардом Греем, в качестве основы послужила иллюстрация французского графика XIX века Жана Гранвиля. Буклет к альбому также был иллюстрирован произведениями Гранвиля или стилизованными под его работы рисунками. В поддержку альбома было снято пять клипов.
На самом альбоме 12 песен. Несмотря на то, что авторство «секретно», распознать, кто и что написал — вполне реально. Например, Роджер Тейлор сыграл ведущую роль в создании композиций «These Are The Days Of Our Lives» и «Ride The Wild Winds «(на демо-версии поет как раз Роджер, а не Фредди). Брайан Мэй написал «I Can’t Live With You» и «Headlong», Фредди создал оставшуюся часть треклиста. Кроме нескольких исключений — совместных работ.
Одной из таких стала заглавная песня альбома — «Innuendo». По сути, она была создана всеми участниками группы. Во время разогрева к одной из сессий Брайан, Джон и Роджер в качестве импровизации сыграли мелодию, которая затем и стала основной частью композиции. Фредди, услышав товарищей за стенкой, сразу создал в голове образ будущей песни. К работе над созданием композиции Queen подключили гитариста группы Yes Стива Хау, который виртуозно исполнил на гитаре фрагмент с фламенко. Оркестровку придумал и сыграл на синтезаторе сам Меркьюри. Любой поклонник группы услышит, насколько схожа «Innuendo» c ранними работами группы, например с легендарной «Bohemian Rhapsody». Разножарновость и фрагментарность — наверное, именно этими словами можно описать эту песню. Клип выдержан в том же духе — стилизованные под анимацию фрагменты из других клипов квинов, кадры катастроф, войн и все это вместе с ожившими рисунками художника Гранвиля.
Еще одним исключением стала «The Show Must Go On» — одна из самых выразительных и удивительных композиций не только в этом альбоме, но во всей рок-музыке в целом. В ней заключена вся боль будущей очевидной трагедии, но сколь силен этот страх от осознания неизбежного, столь и велико желание героя песни жить — яростное и решительное. Песня стала итогом сотворчества Брайана Мэя и Фредди Меркьюри. В одном из интервью гитарист рассказывал о ее создании:
«»The Show Must Go On» создавалась совместно, как сборник. Да, это песня Queen, потому что мы в итоге решили ставить авторство Queen на все песни. Но всё-таки, это… я считаю эту песню своим ребёнком. Бо́льшую её часть я написал, когда Фредди сидел прямо здесь рядом. Это был хороший опыт, потому что Фредди тогда уже не мог, не хотел открывать свои чувства через поэзию, за очень редким исключением. Но он понимал нашу идею, что это способ выразить наши чувства к нему. Когда я напел мелодию вокала для Фредди, в основном мне пришлось использовать фальцет, потому что было слишком высоко — и я спросил его, пойдёт ли это? Он выпил стопку водки, подошёл к микрофону и сделал всё просто идеально. Я думаю, что это одна из самых лучших когда-либо исполненных им партий — его оригинальная версия «The Show Must Go On»».
За месяц до официального релиза, в январе 1991 года, группа выпустила сингл Innuendo. Композиция заняла первое место в британском хит-параде. Через месяц альбом Innuendo достиг вершины в чартах сразу 5 стран, в том числе и на родине. В раскрутке альбома Фредди уже участвовать не смог.
Отчаянное жизнелюбие было присуще не только музыке и текстам, но и клипам. Фредди Меркьюри смог сняться только в трех из них.
Клип на песню «I’m Going Slightly Mad» и по сей день остается одним из самых известных в истории группы, в нем солист все также ярок и артистичен. Он специально был снят в черно-белом цвете, чтобы не так были заметны следы болезни.
Следующим стал снятый в апреле 1991 года клип на песню «Headlong». Решив, что прошлая работа была слишком мрачной, новый видеоролик наоборот был полон задора и оптимизма. Это единственный видеоклип «Queen» 1991 года, в котором Фредди снялся без грима еще и в цвете. В нем он бодр, активен, ярок и артистичен — остается только догадываться, как ему дались эти съемки. В то время он сутками не мог есть и спать от боли, в студию его приносили на руках, на съёмках он постоянно терял сознание . Снимали его несколько месяцев.
Последним видео с участием Меркьюри стал клип на песню «These Are the Days of Our Lives», снятом на черно-белую пленку. Запись его была произведена 30 мая 1991 года. Клип не сюжетный — Фредди уже просто поет на камеру и практически не двигается. К сожалению, это объяснялось прогрессирующей болезнью. Ведь уже через несколько месяцев, 24 ноября 1991 года Меркьюри не стало.
Драматическая история создания пластинки не может не влиять на ее восприятие. Оттого она превращается в самый настоящий символ борьбы за себя, за жизнь и за дело всей своей жизни. «Шоу должно продолжаться» — это главный вывод, который можно сделать после ее прослушивания. Продолжаться несмотря ни на что. Этот альбом история о том, как можно и нужно работать и творить до последнего.