Долгожданный «бордерлайн» разочаровал многих критиков и простых слушателей. Так уж вышло, что все ждут от Земфиры «Ромашек» — но повторяться, не развиваться и стоять на месте совершенно не про эту исполнительницу. И отлично, на мой взгляд. Ей никому ничего не надо доказывать, она уже давно может просто творить, не обращая внимания на недовольных.
Лично я после «бордерлайна» влюбилась в Земфиру по новой, словно мне опять 12, и я бегу ставить ее новый диск в свой потрепанный CD-плеер. Но эта подборка «из прошлого». 10 песен для тех, кто хочет забыть про новый альбом и поностальгировать по временам бурных нулевых, кассет в цветочек и «Минус 140» по радио.
1. «Хочешь?»
Эту песню знает каждый, без преувеличения, и она по праву считается одной из самых узнаваемых и популярных в творчестве Земфиры. Строчки: «хочешь я убью соседей» и «хочешь сладких апельсинов» уже прочно укрепились в народном сознании. Песни Земфиры сложно анализировать на предмет конкретного смысла – они всегда скорее передают эмоцию и душевное состояние (в этом и их прелесть), нежели несут какую-то идею.
Песня «Хочешь?» была выпущена синглом в июле 2000 года к второму студийному альбому Земфиры «Прости меня, моя любовь».
2. «Прости меня моя любовь»
«ПММЛ» — еще одна песня, ушедшая в народ, и, кстати, давшая название альбому. Земфира рассказывала, что текст у нее родился из-за фразы, которую она постоянно где-то слышала: «Вот это та фраза, которая… Мне постоянно кажется, что я её где-то слышала, но по-моему её не было… Бывают же такие вот расхожие фразы. Прости меня, моя любовь. Такой даже пафос некий… Знаешь, выходишь так: Good bye, my Love. Но на самом деле, она очень такая… искренняя. Ну, мне понравилось»
3. «Бесконечность»
«Бесконечность» Земфира написала после долгого творческого застоя и перерыва, который был связан с переосмыслением своего прошлого творчества. Премьера песни состоялась 16 марта 2002 года, она стала вторым синглом с альбома «Четырнадцать Недель Тишины». Нежелание Земфиры «продолжать намеченную в первых альбомах линию» оказалось вполне удачным решением – «Бесконечность» заняла прочную позицию в сердцах поклонников.
Земфира рассказывала об этом так: «Заострить перо и настрочить 15 «Ромашек» немудрено. Но надо сдвинуться с места. А я не могла. И не понимала — почему. И ни с того ни с сего написала песню «Infinity». И причина вскрылась, и сразу поняла, что альбом-то выпущу! «Бесконечность» — знак, что все делаю правильно…»
4. «Лондон»
Она была выпущена 5 января 2000 года как первый радиосингл с альбома «Прости меня моя любовь»; также в качестве бонус-трека к одноименному альбому: «Она, действительно, была как песня — бесхозной. Мы называли её — „бесхозная песенюшка“. Первая версия вообще она была в стиле, м-м-м, да прости меня господи, jungle.. А позже на одном из саундчеков мы сыграли.. Просто эти пошли курить, волосатые.. А клавишник и гитарист сыграли.. Я говорю: „Ну вот отлично, давайте мы её сыграем в концерте..“ Я на этой песне, откровенно скажу, распеваюсь.. Мне приятно петь.. Потому что я не во всех своих песнях пою.. Вот. Где-то я декламирую, где-то я кричу, а вот в этой именно пою»
5. «Ромашки»
«Привет, ромашки» — именно так начинается одна из самых известных песен Земфиры. И именно так она какое-то время здоровалась с сотрудниками студии «Европа Плюс Уфа».
Куплеты представляют собой, по словам Земфиры, просто набор случайных ассоциаций, «поток создания». А вот «девочку с плеером» из припева она ассоциирует с собой. По мнению создательницы, композиция просто «милая» и «ни к чему не обязывает».
6. «Жить в твоей голове»
Песня, давшая название целому альбому, до недавнего (к счастью) времени последнему. Она уже никак не тянет на статус «простой» и «ни к чему не обязывающей». Критики называли ее «классическим земфировским медляком». В ней Земфира буквально вывернула себя наизнанку. «Жить в твоей голове» — эмоциональное полотно личных переживаний и эмоций. И, наверное, вся прелесть этой композиции в том, что несмотря на ее глубоко личный характер, она легко становится личной для каждого слушающего. В этом и все величие, не побоюсь этого слова, Земфиры.
7. «Мачо»
Премьера состоялась в апреле 2002 года, песня вошла в состав альбома «Четырнадцать Недель Тишины». Считается, что она посвящена старому уфимскому другу Земфиры Аркадию Мухтарову. Эта песня стала, пожалуй, второй по известности в альбоме – после «Бесконечности».
8. «Не отпускай»
Один из пяти радиосинглов с альбома «ПММЛ». Земфира рассказывала, что «Не отпускай» — это дань уважения и воспоминание о Дине Риде, кумире ее детства. Правда, во взрослом возрасте певица не вспомнила ни одной его песни.
9. «Самолет»
Еще одна песня, о которой Земфира отозвалась как о «потоке сознания, меланхоличной бубнилке, чужих откровениях, которые можно слушать, можно не слушать, но от них не удастся отвертеться». История о том, насколько много было в жизни Земфиры самолетов, родилась во время полета по маршруту Москва — Киев за три минуты, в течение которых стюардесса проводила инструктаж пассажиров. По словам Земфиры, в песне она намеренно ушла от формы «куплет-припев», так как ей хотелось, чтобы композиция развивалась как рассказ
10. «Небомореоблака»
И завершает наш топ песня «Небомореоблака», выпущенная 20 мая 2004 года как первый сингл четвёртого студийного альбома «Вендетта». Очевиден ее социальный подтекст, направленный против «беспорядков шоу-бизнеса».
Образ певицы Валерии не направлен против нее лично. Земфира сама говорила в интервью, что строчки песни: «Эти серые лица не внушают доверия/ Теперь я знаю кому поёт певица Валерия», — могут посчитать «вендеттой» по отношению к певице, но сама она подобных чувств к ней не испытывает. О ее создании она рассказывала следующее: «Да, я долго искала аранжировку для этой песни, у этой композиции очень много аранжировок, есть совсем, кстати, электронные, то, что вы называете ремиксами. И вот, я где-то месяц назад, наверное, обнаружила эту аранжировку, мы её очень быстро сделали»