Четвёртый альбом известной всем трэш-метал группы Metallica …And Justice for All нечто большее, чем просто очередной достойный внимания релиз. С музыкальной точки зрения это одна из самых сложных, прогрессивных и эпических пластинок. На тематическом уровне это самый остросоциальный, политический и многослойный материал. Также альбом имел огромный коммерческий успех: он стал самым продаваемым, занял шестое место в чарте Billboard 200, а сингл One стал лауреатом премии Grammy в категории «Лучшее метал-исполнение».
Несмотря на все это, альбом продолжает оставаться спорным. Действительно ли это самый прорывной альбом группы? Или он стал переходным от сложноструктурных треш-композиций к более доступному массовому слушателю материалу пятого студийника Metallica (The Black Album)? Что случилось с басовыми партиями Джейсона Ньюстеда? Спустя десятилетия эти вопросы остаются открытыми, но определенно можно сказать, что …And Justice for All — это проверенная годами классика, и одно из самых важных и ярких творений металл-сцены.
Перед вами — десять фактов об этом альбоме, о которых вы, вероятно, раньше не знали.
1) Большинство композиций …And Justice for All были созданы в гараже Ларса Ульриха в Эль-Серрито
По возвращении из европейского тура в поддержку альбома Master of Puppets группа решила начать работу над новым материалом. После нескольких репетиций им сделали предложение выступить на Saturday Night Live, но по причине того, что Джеймс Хэтфилд сломал руку, катаясь на скейтборде, пришлось не только отменить участие в шоу, но и приостановить репетиции. Как только Хэтфилд пришёл в норму, Metallica приступила к записи мини-альбома The $5.98 E.P. Garage Days Re-Revisited, который представляет собой сборник кавер-версий песен известных исполнителей. Также во время этих репетиций зародились многие песни, вошедшие в альбом …And Justice for All: Blackened, Harvester of Sorrow, One – все они были придуманы в том самом гараже на бульваре Карлсона.
2) Концепция песни One восходит к временам записи альбома Master of Puppets
Известно, что на эту песню группу вдохновили антивоенный роман и фильм Далтона Трамбо Джонни взял свое ружье. Это история о молодом американском солдате, который получил ранение снарядом миномета в последний день Первой мировой войны и лишился своих конечностей и органов чувств. Удивительно то, что эта идея возникла на стадии создания альбома Master of Puppets. Во время работы в студии Ульрих и Джеймс стали рассуждать на тему, каково оказаться в ситуации, когда не можешь видеть, слышать, говорить, у тебя нет конечностей и ты отрезан от всего остального мира. Ульрих рассказал об этой идее менеджеру группы Клиффу Бернштейну, который и посоветовал прочитать книгу Джонни взял свое ружье. Позже второй менеджер Питер Менш разыскал копию экранизации фильма 1971 года и показал ее музыкантам. В процессе просмотра родилась идея, как можно взять за основу эту киноленту и снять клип, который будет отличаться от того, что в то время делало большинство групп. В итоге Metallica приобрела права на фильм и сняла клип, где отрывки фильма соединяются с репетиционными видео группы.
3) Вступление One вдохновлено прото-блэк-метал группой Venom
Metallica блестяще подготовила почву для мелодического и ритмического рисунка One. Звуки войны: пулеметы, взрывы, крики солдат, сменяющиеся акустическим интро – все это создает напряженную и мрачную атмосферу, которая получит свое развитие в основной части песни. Джеймс Хэтфилд в своем интервью изданию Guitar World рассказывал, что идея музыкального вступления пришла к нему, когда он услышал песню Buried Alive группы Venom. Медленно разгорающаяся, нарастающая прелюдия в точке золотого сечения переходит в тяжелые гитарные риффы с мощной карданной поддержкой.
4) Кирк Хэмметт записал гитарное соло для средней части One между концертами, когда альбом уже микшировался
«Я потерял много сна прежде чем разобрался с гитарными соло!, — рассказывал Хэмметт в интервью Guitar World. — В частности, среднее соло песни доставило мне множество проблем и не было записано в окончательном виде до одиннадцатого часа. Кажется, я записал и перезаписал его около 15 миллионов раз. Я пытался найти золотую середину между действительно мелодичным соло в начале и огненным соло в конце. Мне хотелось, чтобы оно звучало уверенно и естественно, но каждый раз я был недоволен тем, что получалось. Однажды ночью я вылетел из Филадельфии в Нью-Йорк, и пока все остальные отправились в Вашингтон, я поехал в Hit Factory и снова перезаписал соло. Я взял свою гитару, мне прислали один из моих главных усилителей в студию, и наконец-то я переделал это соло, так как мне хотелось. Я был очень и очень этому рад! На следующий день мы отыграли концерт в Вашингтоне. Критики дали отрицательную оценку, потому что все мы спали около трех часов и были сильно измотаны. Но накануне вечером я записал отличное соло, так что оно того стоило!».
5) Рифф The Frayed Ends of Sanity был вдохновлен звуком фанфар во время футбольного матча
Джеймс Хэтфилд решил использовать песню из фильма Волшебник Страны Оз, чтобы открыть песню The Frayed Ends of Sanity, которую Ульрих назвал звуком «гневного марша в твоей голове», но, возможно, источник второго риффа, последовавшего за этим хором, еще более невероятный. «Джеймс сказал, что придумал его, когда увидел марш футбольной команды перед матчем под оркестровое сопровождение. Разве это не сумасшедшая тема?», — вспоминает Кирк Хэмметт.
6) Джейсон Ньюстед записал свои партии баса за один день, в отсутствие других участников группы и до того, как появился продюсер
Прежде чем Metallica решила снова поработать с датским продюсером Флеммингом Расмуссеном (который продюсировал альбомы Ride the Lightning и Master of Puppets), участники группы подумали о сотрудничестве с Майком Клинком, который был продюсером очень успешного альбома Guns N’Roses под названием Appetite For Destruction. Именно в этот переходный период, когда группа еще не выбрала продюсера, новый басист Джейсон Ньюстед приехал в студию, чтобы записать свои партии. В тот момент там находился только звукоинженер Тоби Райт, который потом работал с Alice in Chains, Slayer, Korn и другими известными группами. Но в то время, по словам Ньюстеда, он больше походил на парня, который просто пил кофе и курил травку. Джейсон записал все свои партии за один день, ни одного участника группы в тот момент рядом не было. Он вспоминает: «Некому было дать хоть какой-нибудь совет в духе «может быть, тебе вот здесь попробовать такую гармонию», или «вот здесь стоит немного уйти на задний план».
7) Ульрих и Хэмметт утверждают, что они убрали бас Ньюстеда не с целью его унизить
Некоторые фанаты считают, что басовые партии Джастиса сознательно занижены во время микширования, и это было частью известного издевательства группы над ним, когда он пришел в коллектив после смерти Клиффа Бертона. В интервью 2017 года продюсеру Флемингу Расмуссену задали вопрос, может ли это быть так. «Ульрих и Хэтфилд после того, как услышали микс, сказали: «Хорошо, поменяй это и то, а затем убери бас, поменяй это, это и это, а затем убери бас, — вспоминает он. — Почему они это сделали — я понятия не имею! Может быть, они все еще горевали о Клиффе». Однако, по словам Ульриха и Хэмметта, отсутствующий бас Джастиса связан со всеми участниками группы, так как каждый хотел привлечь внимание к своим партиям. «Мы сами участвовали в микшировании альбома, и каждому из нас хотелось поднять то ритм-гитару, то барабаны. И мы продолжали выкручивать все, пока бас не исчез», — вспоминает Ульрих. Тем временем Хэмметт указал на перекрывающие друг друга частоты баса Ньюстеда и гитары Хэтфилда. «Частота звучания басов Джейсона мешала тону, который Джеймс пытался воспроизвести своим звуком ритм-гитары, и каждый раз, когда они смешивались вместе, получалось что-то невнятное, — объяснил он. — Таким образом, единственное, что оставалось сделать, это понизить бас в миксе».
8) Основной рифф и часть слов песни To Live Is to Die были написаны Клиффом Бертоном
…And Justice for All стал первым студийным альбомом, записанным после трагичной смерти Клиффа Бертона. Но присутствие его здесь явно вырисовывается. Особенно это заметно в инструментальной композиции To Live Is to Die, которая стала своего рода реквиемом. Основной рифф был придуман Клиффом когда группа работала над альбомом Master Of Puppets. Это был один из запасных риффов, для которого не нашлось места в тот момент. И вот он пригодился на альбоме …And Justice for All. Что касается текста песни, то часто ошибочно его авторство приписывают Бертону, но по факту он написал только половину. Первый куплет — «Когда человек лжёт, он убивает какую-то часть мира. Это бледные смерти, которые люди ошибочно называют своими жизнями» — был написан немецким поэтом Паулем Герхардтом, а второй — «Я не могу больше быть свидетелем всего этого. Не может ли царство спасения забрать меня домой?» — был Клиффа. Действительно, последняя строка стала эпитафией на его могильном камне.
9) …And Justice for All берет свое название от фильма с Аль Пачино в главной роли
Так же как и с песней One, идея названия пришла раньше, чем Metallica ознакомилась с фильмом. Сначала музыканты придумывали название и идею, а потом уже ссылались на другой материал, знакомясь с ним. В фильме главный герой — адвокат, борющийся с коррумпированной и лицемерной судебной системой. Этот сюжет прекрасно согласуется с темами альбома и, в частности, с заглавным треком. «Не было такого, что мы посмотрели фильм «И Правосудие Для Всех» и подумали, отлично, давайте напишем об этом песню», — рассказывает Ульрих.
10) Джеймс Хэтфилд возненавидел этот альбом
«Для меня альбом …And justice for all звучит отвратительно, ужасно, терпеть его не могу», — прямо сказал Джеймс Хэтфилд в 2007 году. – Это была наша модная выдумка, слишком хвастливая. Мы знали, что должны двигаться дальше и Metallica (The Black Album) стал противоположным. Поэтому, когда я и Ларс собрались вместе после небольшого перерыва, я сказал: «Мы должны постараться написать несколько коротких песен»». Хэтфилд был не одинок в своем мнении. «Мы поняли, что наше общее мнение сводилось к тому, что песни были чертовски длинными, — рассказал Кирк Хэммет Rolling Stone в 1991 году. — У всех в толпе были такие вытянутые лица, и я подумал: «Черт возьми, им это не так нравится, как нам. Помню, как однажды вечером, после исполнения Justice, я вышел со сцены, и один из нас сказал: «Это последний раз, когда мы играем эту гребаную песню!»». Всё большее отдаление группы от прогрессивных технических эпосов …And justice for all, утвердило желание музыкантов писать более короткие и простые песни для следующего альбома. И они сделают это с немалым успехом на альбоме Metallica (The Black Album).